Сайт Четверниной Ольги Григорьевны
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 17.02.2019, 12:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Добро пожаловать!
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Интересно [9]
Статьи коллег [1]
Литература [8]
Юбилей [1]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 204
Наше содружество
Программы
Статистика посещен
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
[ Кто нас сегодня посетил ]
Проверка
Интересные сайты
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • <
    Поделиться
    Поиск
    Главная » Статьи » Интересно

    Портрет А.С.Пушкина
    ПОРТРЕТ Александра Сергеевича Пушкина

    История написания портрета Александра Сергеевича Пушкина


    Тип „домашнего", непринужденного изображения полюбился москвичам, и они, часто заказывая Василию Андреевичу Тропинину свои портреты, просили написать их просто, такими, как они есть, в халате.
    Именно такая задача была поставлена перед Тропининым заказчиком знаменитого портрета Александра Сергеевича Пушкина. История портрета имеет несколько версий, по-разному передавали ее очевидцы и современники50.

     Мы будем придерживаться версии, приведенной в статье Рамазанова со слов Н. В. Берга. Согласно ей, портрет был написан по собственному желанию Александра Сергеевича для подарка С. А. Соболевскому, который хотел иметь изображение своего друга -„домашнего, обыкновенного, каким он был всегда, непричесанного и неприглаженного".
     По обыкновению своему для первого знакомства с Пушкиным Тро-пинин пришел в дом Соболевского, где тогда жил поэт. Художник застал его в маленьком кабинете возившимся со щенками. Тогда же и был, видимо, написан по первому впечатлению, которое так ценил Тропинин, маленький этюд. Долгое время он оставался вне поля зрения исследователей.
    Только почти через сто лет, в 1914 году, его опубликовал Н. М. Щекотов, который писал, что из всех портретов Александра Сергеевича он „наиболее передает его черты... голубые глаза поэта здесь исполнены особенного блеска, поворот головы быстр, и черты лица выразительны и подвижны.
    Несомненно, здесь уловлены подлинные черты Пушкина, которые по отдельности мы встречаем в том или другом из дошедших до нас портретов. Остается недоумевать,—добавляет Щекотов,—почему этот прелестный этюд не удостоился должного внимания издателей и ценителей поэта". Объясняют это сами качества маленького этюда: не было в нем ни блеска красок, ни красоты мазка, ни „оконченное™" живописи. И Пушкин здесь не народный „вития", не „гений", а прежде всего человек.
     И вряд ли поддается анализу, почему в однотонной серовато-оливковой гамме, в торопливых, будто случайных ударах кисти почти невзрачного на вид этюда заключено такое большое человеческое содержание. Перебирая в памяти все прижизненные и последующие портреты Пушкина, этот этюд по силе человечности можно поставить рядом лишь с фигурой Пушкина, вылепленной советским скульптором А. Матвеевым. Но не эту задачу ставил перед собой Тропинин, не такого Пушкина хотел видеть его друг, хотя и заказывал изобразить поэта в простом, домашнем виде.
    Царственна свободная поза поэта, вдохновенно прекрасное лицо. Сдержанная колористическая гамма чужда какому-либо самостоятельному любованию красочными сочетаниями. Цвет в это время понимается художником как эмоционально-смысловое выражение образа. Он локален и вполне определенен. В портрете Пушкина это сочетание глубокого синего и коричневого — красок бескрайних просторов и земли.
    Идея портрета была выражена художником в карандашном эскизе. Характерна сама форма рисунка, очень беглого, незаконченного, который вместе с тем дает необычайно цельное выражение мысли художника. Гармоническое изящество штриха, то неуловимо тонкого, то почти скульптурно объемного и плотного по своему непринужденному совершенству, можно сравнить с очарованием пушкинского стихотворного ритма.
    Ход работы над портретом Пушкина характерен для творчества художника: от первого острого впечатления, подсказанного натурой, в этюде — к идее портрета, выраженной в карандашном эскизе. И затем уже к большому холсту, где происходит соединение идеи с действительностью, в заключение чего произведение окончательно завершается сеансами работы с натуры, во время которых прописываются окончательно лицо и руки.
    Для этого, по свидетельству современников, Пушкин приходил в мастерскую Тропинина на Ленивку. Величайшая заслуга Тропинина и его мастерства заключалась в том, что художник в окончательном портрете не уронил идеал и одновременно сохранил живое ощущение натуры. „Сходство портрета с подлинником поразительное"бз,— писал по окончании его Полевой, хотя и отмечал недостаточную „быстроту взгляда" и „живость выражения лица", изменяющегося и оживляющегося у Пушкина при каждом новом впечатлении.
    Работая над портретом, Тропинин понимал всю ответственность свою перед народом, перед будущим. Спустя много лет, в течение которых портрет, украденный у его владельца Соболевского, был неизвестен публике, художник вновь увидел его запыленным и попортившимся. Однако подновлять его Василий Андреевич наотрез отказался. Он только бережно вымыл полотно и покрыл его свежим лаком, говоря, что не может коснуться кистью того, что было написано в молодые годы, в присутствии самого Пушкина, под живым впечатлением от встреч и бесед с ним.
    Портрет А. С. Пушкина является высшим достижением в творчестве Тропи-нина 20-х годов. Ни в одном другом его произведении не проявилась такая сила реалистического искусства, такое общественное звучание образа, ни в одном из них не выражен с такой исчерпывающей полнотой идеал человека эпохи декабристов — эпохи общественного и политического подъема в России.
    В работе над портретом Пушкина последний раз встречаются Тропинин с Кипренским, хотя встреча эта происходит не воочию, а спустя много лет в истории искусств, где, как правило, сопоставляются два портрета величайшего русского поэта, созданные одновременно, но в разных местах — один в Москве, другой в Петербурге. И теперь эта встреча уже не учителя и его последователя, но встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров.
     Хоть и оспаривают почитатели Кипренского художественные преимущества его романтического портрета, где Пушкин представлен „в виде гения", но народность и демократизм образа на стороне Пушкина тропининского. Так в этих двух портретах отразились два направления, сосредоточенные в двух столицах. И критики впоследствии будут писать, что Тропинин явился для Москвы тем, чем был Кипренский для Петербурга.






    Источник: http://Интернет
    Категория: Интересно | Добавил: malichka-5 (12.06.2013) | Автор: Ольга
    Просмотров: 369 | Рейтинг: 5.0/1
    Флаг
    Конкурс
    Диплом 3 степени

    Конкурс
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
    Участник
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
    Банк сайтов
    Банк Интернет-портфолио учителей
    Награда сайта

    Методичка
    Metodichka.org Каталог образовательных ресурсов
    Посещения
    Фраза дня
    Погода
    Результат рейтинга
    Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
    Рейтинг
    Для комментариев
    Любавушка
    Именины
    Кнопка сайта

    Сайт Четверниной Ольги Григорьевны © 2019