Добро пожаловать! |
|
Опрос |
|
Проверка |
|
|
Портрет А.С.Пушкина
История написания портрета Александра Сергеевича Пушкина
Тип „домашнего", непринужденного изображения полюбился москвичам, и они,
часто заказывая Василию Андреевичу Тропинину свои портреты, просили
написать их просто, такими, как они есть, в халате.
Именно такая задача была поставлена перед Тропининым заказчиком
знаменитого портрета Александра Сергеевича Пушкина. История
портрета имеет несколько версий, по-разному передавали ее очевидцы и
современники50.
Мы будем придерживаться версии, приведенной в статье
Рамазанова со слов Н. В. Берга. Согласно ей, портрет был написан по
собственному желанию Александра Сергеевича для подарка С. А.
Соболевскому, который хотел иметь изображение своего друга -„домашнего,
обыкновенного, каким он был всегда, непричесанного и неприглаженного". По обыкновению своему для первого знакомства с Пушкиным Тро-пинин пришел
в дом Соболевского, где тогда жил поэт. Художник застал его в маленьком
кабинете возившимся со щенками. Тогда же и был, видимо, написан по
первому впечатлению, которое так ценил Тропинин, маленький этюд. Долгое
время он оставался вне поля зрения исследователей. Только почти через
сто лет, в 1914 году, его опубликовал Н. М. Щекотов, который писал, что
из всех портретов Александра Сергеевича он „наиболее передает его
черты... голубые глаза поэта здесь исполнены особенного блеска, поворот
головы быстр, и черты лица выразительны и подвижны. Несомненно, здесь
уловлены подлинные черты Пушкина, которые по отдельности мы встречаем в
том или другом из дошедших до нас портретов. Остается
недоумевать,—добавляет Щекотов,—почему этот прелестный этюд не
удостоился должного внимания издателей и ценителей поэта". Объясняют это
сами качества маленького этюда: не было в нем ни блеска красок, ни
красоты мазка, ни „оконченное™" живописи. И Пушкин здесь не народный
„вития", не „гений", а прежде всего человек. И вряд ли поддается
анализу, почему в однотонной серовато-оливковой гамме, в торопливых,
будто случайных ударах кисти почти невзрачного на вид этюда заключено
такое большое человеческое содержание. Перебирая в памяти все
прижизненные и последующие портреты Пушкина, этот этюд по силе
человечности можно поставить рядом лишь с фигурой Пушкина, вылепленной
советским скульптором А. Матвеевым. Но не эту задачу ставил перед собой
Тропинин, не такого Пушкина хотел видеть его друг, хотя и заказывал
изобразить поэта в простом, домашнем виде.
Царственна свободная поза поэта, вдохновенно прекрасное лицо.
Сдержанная колористическая гамма чужда какому-либо самостоятельному
любованию красочными сочетаниями. Цвет в это время понимается художником
как эмоционально-смысловое выражение образа. Он локален и вполне
определенен. В портрете Пушкина это сочетание глубокого синего и
коричневого — красок бескрайних просторов и земли.
Идея портрета была выражена художником в карандашном эскизе. Характерна
сама форма рисунка, очень беглого, незаконченного, который вместе с тем
дает необычайно цельное выражение мысли художника. Гармоническое
изящество штриха, то неуловимо тонкого, то почти скульптурно объемного и
плотного по своему непринужденному совершенству, можно сравнить с
очарованием пушкинского стихотворного ритма.
Ход работы над портретом Пушкина характерен для творчества
художника: от первого острого впечатления, подсказанного натурой, в
этюде — к идее портрета, выраженной в карандашном эскизе. И затем уже к
большому холсту, где происходит соединение идеи с действительностью, в
заключение чего произведение окончательно завершается сеансами работы с
натуры, во время которых прописываются окончательно лицо и руки. Для
этого, по свидетельству современников, Пушкин приходил в мастерскую
Тропинина на Ленивку.
Величайшая заслуга Тропинина и его мастерства заключалась в том, что
художник в окончательном портрете не уронил идеал и одновременно
сохранил живое ощущение натуры. „Сходство портрета с подлинником
поразительное"бз,— писал по окончании его Полевой, хотя и отмечал
недостаточную „быстроту взгляда" и „живость выражения лица",
изменяющегося и оживляющегося у Пушкина при каждом новом впечатлении. Работая над портретом, Тропинин понимал всю ответственность свою перед
народом, перед будущим. Спустя много лет, в течение которых портрет,
украденный у его владельца Соболевского, был неизвестен публике,
художник вновь увидел его запыленным и попортившимся. Однако подновлять
его Василий Андреевич наотрез отказался. Он только бережно вымыл полотно
и покрыл его свежим лаком, говоря, что не может коснуться кистью того,
что было написано в молодые годы, в присутствии самого Пушкина, под
живым впечатлением от встреч и бесед с ним.
Портрет А. С. Пушкина является высшим достижением в творчестве
Тропи-нина 20-х годов. Ни в одном другом его произведении не проявилась
такая сила реалистического искусства, такое общественное звучание
образа, ни в одном из них не выражен с такой исчерпывающей полнотой
идеал человека эпохи декабристов — эпохи общественного и политического
подъема в России.
В работе над портретом Пушкина
последний раз встречаются Тропинин с Кипренским, хотя встреча эта
происходит не воочию, а спустя много лет в истории искусств, где, как
правило, сопоставляются два портрета величайшего русского поэта,
созданные одновременно, но в разных местах — один в Москве, другой в
Петербурге. И теперь эта встреча уже не учителя и его последователя, но
встреча равно великих по своему значению для русского искусства
мастеров. Хоть и оспаривают почитатели Кипренского художественные
преимущества его романтического портрета, где Пушкин представлен „в виде
гения", но народность и демократизм образа на стороне Пушкина
тропининского. Так в этих двух портретах отразились два направления,
сосредоточенные в двух столицах. И критики впоследствии будут писать,
что Тропинин явился для Москвы тем, чем был Кипренский для Петербурга.
Источник: http://Интернет |
Категория: Интересно | Добавил: malichka-5 (12.06.2013)
| Автор: Ольга
|
Просмотров: 659
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|
Флаг |
|
Конкурс |
|
Диплом 3 степени |
|
Конкурс |
|
Участник |
|
Банк сайтов |
|
Награда сайта |
|
Фраза дня |
|
Погода |
|
Результат рейтинга |
|
Рейтинг |
|
Для комментариев |
|
|