Сайт Четверниной Ольги Григорьевны
Главная | Из опыта работы | Регистрация | Вход
 
Суббота, 27.04.2024, 08:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Добро пожаловать!
Меню сайта
Категории раздела
Лента новостей [16]
ПОЗДРАВЛЯЕМ! [172]
Конкурсы [19]
Люди и время [10]
Интересно [16]
Друзьям [6]
Моим ученикам [11]
Всем [25]
Календарь знаменательных дат [6]
Литературный календарь [6]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Наше содружество
Программы
Статистика посещен
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
[ Кто нас сегодня посетил ]
Проверка
Интересные сайты
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • <
    Поделиться
    Поиск

    Из опыта работы
    Нравственное воспитание на уроках литературы

     


    За 34 года работы в школе я очень ясно вижу, как из нашей жизни уходят многие нравственные понятия: бескорыстие, милосердие, чувство собственного достоинства, уважение старших, чувство ответственности. Всё чаще мы проходим мимо грубости, жестокости, насилия… Я работаю в селе, где каждый человек на виду: многие семьи почти не занимаются воспитанием детей, пьянство в некоторых семьях становится нормой поведения, дети оказываются в социально опасной среде. В селе очагом культуры является только школа, которая удалена от культурных центров города. Состав родителей разный: служащие, рабочие, безработные. В общении с детьми я вижу, что для некоторых не существует понятия «совесть», для других – понятия «добро». Анализ отношения подростков к жизненным ценностям, проведенный по результатам диагностики уровня воспитанности в школе, показал необходимость воспитания таких ценностей: любовь к Родине, родителям, семье, уважение к старшим, доброе отношение к людям, бережное отношение к братьям нашим меньшим. По моим наблюдениям, большинство родителей заботится в первую очередь о сугубо материальных проблемах, которые отодвинули на задний план проблемы нравственные. Такие понятия, как патриотизм, гражданственность, нравственность утратили свою приоритетность. Мы знаем, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность. .Всё это, перечисленное выше, натолкнуло меня на мысль: заняться духовно – нравственным воспитанием не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Передо мной, учителем литературы, проблема нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь я имею очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Общаясь ежедневно с книгой, имею богатейший материал для воспитания юных сердец. Сегодня проблема духовно – нравственного воспитания становится ведущей. Никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – главная задача учителя литературы. И решить её помогают произведения литературы. Добру, благородству, дружбе мы учимся на сказках Г.Х. Андерсена. Его сказки пробуждают у детей потребность к рассуждению, размышлению над вечными понятиями. Благодатным материалом для разговора о дружбе, чести, долге, достоинстве, верности служит повесть А.С.Пушкина « Капитанская дочка». Рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка» помогает выявить нравственную актуальность темы милосердие в современном мире, рассмотреть различное отношение героев рассказа к проблеме милосердия, мнения учащихся, авторскую позицию, способствует формированию нравственных качеств личности учащихся, понятия ответственности человека за жизнь «братьев наших меньших». Способность эмоционально откликаться на прочитанное, чутко относиться к поэтическому слову можно увидеть на уроке по теме «Стихи о войне» (Б.Окуджава «Песенка о Лёньке Королёве») . Разговор на этом уроке шёл о любви к Родине, чувстве уважения и благодарности к её защитникам. Для нашего кризисного времени характерна сокровенная мечта о доме, как месте, где можно укрыться от жизненных бурь, где рядом самые близкие, где тебя всегда поймут и помогут. Каждому из сегодняшних старшеклассников предстоит в скором времени заботиться о собственном доме, создавая его или принимая в наследство (не только в юридическом смысле). Но чтобы Дом, даже если это скромная городская квартира, был не четырьмя стенами, а прибежищем души, необходимо понять его сакральную роль, устройство, образ жизни в русской культурной тради-ции, литературе. Тем более, что в последнее время смысл заметно расширился. Выражения «Наш общий дом», «Русский дом», «Мировой дом» стали привычными штампами. Каким же видел и созидал народ свой Дом? Каким воплотился он в творчестве русских писателей, которые осознали литературу как «орган, выражающий всё, что страна думает, что знает и что хочет и должна знать». Обо всём этом мы говорили с учащимися 10 – 11 классов во время работы над проектом « Образ дома в русской литературе». Эпиграфом к проекту взяли слова Ф. Абрамова: «Главный – то дом человек в душе у себя строит, и тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет». Есть в русской литературе мотивы и образы, за которыми стоят не просто конкретные понятия, но предельно расширенные, обрастающие множеством смыслов. Одним из них в литературе 19 и 20 века является мотив Дома. Дом не только как жилище, местообитание, но как быт и стиль жизни, надёжный привычный, устоявшийся уклад и порядок, традиции, вкусы, культура семьи.. Проблему одинокой старости, проблему материнской любви, проблему взаимоотношений между детьми и родителями, проблему милосердия решали на уроке – размышлении по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма». Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Разговор состоится, если между учителем и учениками доверительные отношения. Тогда дети чувствуют себя уютно и комфортно, с удовольствием идут на урок. Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

     

    Флаг
    Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Конкурс
    Диплом 3 степени

    Конкурс
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
    Участник
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
    Банк сайтов
    Банк Интернет-портфолио учителей
    Награда сайта

    Методичка
    Metodichka.org Каталог образовательных ресурсов
    Посещения
    Фраза дня
    Погода
    Результат рейтинга
    Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
    Рейтинг
    Для комментариев
    Любавушка
    Именины
    Кнопка сайта
    Архив записей

    Сайт Четверниной Ольги Григорьевны © 2024