Франсуа Фенелон
Полное имя - Франсуа де Салиньяк де ля Мот Фенелон (фр. Francois de Salignac de la Mothe Fenelon). Годы жизни: 1651 - 1715. Французский писатель и религиозный деятель, член Французской академии (с 1693); архиепископ Камбре (с 1695). Самое знаменитое произведения Фенелона - утопический роман "Приключения Телемака". Фенелон был выходцем из знатного обедневшего рода. Он родился в Сент-Мондане (Перигор).
Его отец, Понс де Фенелон, скончался, когда сыну было 12 лет; до этого
времени Франсуа жил в своём родовом замке, не очень много времени
посвящая занятиям вследствие слабого здоровья. Затем его взял под свою
опеку дядя, Франсуа де Салиньяк де Ламот-Фенелон, епископ Сарла; учился в Кагорском университете и в Парижской семинарии св. Сульпиция; тонзурован в 1669 г. С 1671 каноник собора в Сарла. С 1679 настоятель незадолго до того учреждённой конгрегации «Новые католички» (Nouvelles catholiques), назначением которой являлась катехизация молодых сторонниц протестантизма. В 1683
году скончался наставник и опекун Фенелона маркиз Антуан де
Фенелон-Маньяк. В 1680-1685 годах Фенелон проповедовал в Париже и
диоцезе Мо. После отмены Нантского эдикта (октябрь 1685) ему поручили проповедовать католицизм насильно обращённому протестантскому населению Сентонжа и Пуату, где он оставался до июня 1686 года. В 1688 году Фенелон познакомился с известным мистиком, мадам Гийон. Фенелон ввёл её в кружок госпожи Ментенон (с 1691 года он стал духовником
последней), где Гийон своим страстным темпераментом увлекла даже
расчетливую и холодную возлюбленную короля. Сам Фенелон до того увлёкся
идеями квиетизма, которые проповедовала Гийон, что открыто отстаивал их, рискуя своим положением и своей карьерой.
Фенелон — воспитатель герцога Бургундского
В 1689 году при содействии Боссюэ Фенелон был представлен ко двору, а 16 августа — назначен наставником внука Людовика XIV, герцога Бургундского; ему помогали герцог де Бовилье (гувернёр принца) и друг Фенелона аббат Клод Флёри.
Мальчик был очень даровит, но избалован до крайности. Фенелон, по
свидетельству современников, произвёл чудо: дерзкого, своенравного,
буйного мальчика скоро нельзя было узнать. Находили даже, что
воспитатель переусердствовал и чересчур основательно укротил нрав своего
питомца. Годом позже Фенелон был назначен наставником герцога Филиппа Анжуйского, младшего брата герцога Бургундского, будущего короля Испании Филиппа V. В 1693 году Фенелон был избран членом Французской академии (вместо Пелиссона); во вступительной речи (31 марта) он выразил свои воззрения на литературу. Возможно, декабрем 1693 года следует датировать анонимное письмо Фенелона Людовику XIV, в котором он подверг критике политику монарха и его министров (опубликовано в 1787 г.). При этом Фенелон продолжал находиться в фаворе у короля: в декабре 1694 г. он был назначен настоятелем аббатства Сен-Валери-сюр-Сомм, а в феврале 1695 года — возведён в сан епископа Камбрезского.
Опала
Решающим событием в судьбе Фенелона стала публикация в январе 1697
года его книги в защиту квиетизма «Разъяснения высказываний святых
касательно внутренней жизни» («Explication des maximes des saints sur la
vie intérieure». Против неё выступил Боссюэ; Фенелон обратился с письмом к папе Иннокентию XII с просьбой вынести своё решение. Курия долго колебалась, ибо Боссюэ, опора галликанизма,
далеко не был там популярен; но обидеть могущественного французского
короля понтифик не решался (двор был на стороне Боссюэ). Первый приговор
курии
оказался блaгoпpиятным для Фенелона: голоса судей разделились поровну,
но под давлением Людовика XIV папа велел вновь пересмотреть дело, и во
второй инстанции книга была единогласно осуждена. 1 августа Фенелон
получил приказ покинуть двор и отправиться в свою епархию. Камбре незадолго перед тем был присоединен к Франции по Нимвегенскому миру;
население его было преимущественно фламандское и к новому государю
особенной любви не обнаруживало. Нужно было примирить его с Францией;
это сделалось целью Фенелона, и он её в значительной степени достиг.
Остаток жизни Фенелон посвятил борьбе с янсенизмом и сочинительству. В январе 1699
года Фенелон лишается титула наставника королевских отпрысков; между
тем через полгода папа шлет ему свое благосклонное письмо и выражает
пожелание, чтобы тот стал кардиналом. В августе 1710 года к Фенелону в Камбре прибыл и к концу года обратился в католичество англичанин шевалье Рамзай, впоследствии ставший его первым биографом. В апреле 1711 года умер дофин,
и наследником престола стал герцог Бургундский, питомец Фенелона.
Сторонники Фенелона пригласили его участвовать в разработке основ тех
реформ, которые должны были быть произведены после смерти монарха.
Фенелон встретился со своими единомышленниками в небольшом городке Шоне,
и там были намечены важнейшие принципы будущих преобразований
(сокращение придворных штатов, разграничение духовной и светской власти,
провозглашение свободной торговли и пр.) Однако труд этот оказался
напрасным: герцог Бургундский умер 6 месяцев спустя после смерти отца.
Умер Фенелон в Камбре 1 января 1715 года, за восемь месяцев до Людовика XIV.
Сочинения
«О воспитании девиц»
В 1687 году
Фенелон выпустил свою книгу «О воспитании девиц» («De l’Education des
filles»), в которой подверг критике господствовавший в то время взгляд,
согласно которому девочек достаточно было обучать — кроме закона Божия,
— тому, что необходимо женщине для внешнего успеха. Фенелон настаивал
на том, что женщина — прежде всего мать; она должна воспитывать сыновей
на пользу королю и отечеству; он ратует за достоинство женщины, требуя,
чтобы ей давали образование и облагораживали её ум. Между тем
образование это, по Фенелону, следует ограничить умением правильно
говорить, читать и писать, производить четыре действия арифметики;
знанием основных элементов права, знакомством с древней и французской
историей. «Этот трактат ... доставил молодому автору известность и лег в
основу воспитания Сен-Сирского пансиона, основанного мадам де Ментенон и впоследствии взятого за образец Екатериной II при создании Смольного института в Петербурге» [1].
«Диалоги мёртвых»
Написанные в манере Лукиана «Диалоги мёртвых» (Dialogues des morts, 1700—1718)
содержат рассуждения о принципах управления государством и выполнены в
увлекательной форме. В каждом отрывке заключалось какое—нибудь
житейское, моральное и политическое нравоучение; так, беседа Пизистрата с Солоном призвана проилююстрировать мысль, что тирания более гибельна для самого тирана, чем для народа; беседа Цезаря с Катоном — что абсолютизм не обеспечивает спокойствия и не укрепляет власти государей, а, напротив, делает их несчастными и приводит к их гибели.
«Рассказывают, что однажды воспитанник Фенелона ужаснул придворных
фразой, почерпнутой из "Диалогов мёртвых": "Король создан для подданных,
а не подданные для короля". Эта формула является антитезой известному изречению, приписываемому Людовику XIV: "Государство — это я"»
[2] |