Сайт Четверниной Ольги Григорьевны
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Пятница, 29.03.2024, 02:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Добро пожаловать!
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [27]
Работы коллег [11]
Интересно [0]
К уроку русского языка [3]
К уроку литературы [3]
Для учащихся [5]
Разное [0]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Наше содружество
Программы
Статистика посещен
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
[ Кто нас сегодня посетил ]
Проверка
Интересные сайты
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • <
    Поделиться
    Поиск
    Главная » Файлы » Мои файлы

    «В какой длинный путь она отправилась ради него…» Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева».
    [ Скачать с сервера (20.8 Kb) ] 21.09.2012, 19:56

    Сказки любят дети.

     

    Четвернина О.Г., учитель русского языка и литературы МКОУ «Заманилкинская средняя общеобразовательная школа»

    Тема: «В какой длинный путь она отправилась ради него…»

     Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

     

    Цель: Продолжить знакомство со сказками Г.Х. Андерсена, обратить внимание учащихся на философский смысл сказки «Снежная королева», пробудить у детей потребность к рассуждению, размышлению над такими вечными понятиями, как дружба, благородство, добро, истина.

     

                                                            Хочешь вернуться в детство?

                                                                 Хочешь вернуться в сказку?

                                                            Есть колдовское средство:

                                                            Краску кладу на краску,

                                                            Слово кладу на слово —

                                                            Все я могу на свете…

                                                            Вот мы с тобою снова

                                                            В маленьких шубках дети.

                                                                               С. Островой.

     

    I. Вступительное слово учителя.

        У замечательного русского писателя К.Г. Паустовского есть прекрасная статья о великом датском сказочнике. В этой статье Паустовкий вспоминает о волшебном предновогоднем вечере, в который он познакомился со сказками Андерсена. Вот отрывок из неё.

    «Тот зимний вечер в последний день девятнадцатого века не был похож на все остальные. Снег падал медленно и очень важно, и хлопья его были такие большие, что казалось, с неба слетают на город лёгкие белые цветы. И по всем улицам слышался глухой перезвон извозчичьих бубенцов. Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли, в комнате началось такое весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.

        Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена.

         Я сел под ёлку и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски.

         Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

    Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку.

    Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве. Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобная дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

    Потом я задремал от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу. С тех пор моё представление о нём всегда было связано с этим приятным сном.

    Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые.

    Это я понял гораздо позже. Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом»

    Вот об этом мы сегодня и поговорим на уроке.

    Звучит музыка. Учитель читает стихотворение С. Острового «Верность».

             Росла сосна у моря                             Кипел соленый ветер,

             На диком валуне,                               Сползал с горы туман,

             И тень ее большая                             Сгибал сосну на камне

             Качалась на волне.                             Косматый ураган.

             Когда скрывалось солнце                  Но, цепкими корнями

             За дальнею горой,                               Врастая в глубину,

             Снова слетали тучи                             Сосна держала камень,

             И тешились игрой .                             А он держал сосну.

    - Главная мысль этого стихотворения?

      О чём оно?

      Дети рассуждают.

    ·        Это стихотворение о верности;

    ·        Оно о преданности;

    ·        Стихотворение о взаимной поддержке;

    ·        О лучших человеческих качествах.

    Учитель:

    - Стихотворение С. Острового зовет к размышлению над такими понятиями, как добро, красота, истина, любовь, благородство, верность.

    - К серьёзному разговору ведёт нас история Герды и Кая, героев сказки Андерсена «Снежная королева».

    Когда речь заходит о дружбе, всегда хочется спросить…

    Дети формулируют вопросы:

    ·        Как зарождается дружба?

    ·        Почему дружбу надо беречь?

    ·        Почему иногда друзья прерывают отношения?

    Ученик наизусть читает лирическую миниатюру В. Деткова: «Идет снег. Ты ловишь его ресницами и медленно бредёшь сквозь строй фонарей. Снег – вечная добрая память. Шуршит и нашептывает милым голосом о цветах среди зимы, о сказке недосказанной. И нежность переполняет тебя. Как хорошо, что идёт снег».

    - Вот так более ста лет назад в Копенгагене падал снег, а по улице медленно брёл одинокий человек. Это был великий сказочник. О чём он думал? Трудно сказать. Но первопричиной появления философской сказки «Снежная королева» были густые хлопья снега, который как-то зимой шёл целый день.

    Сказку «Снежная королева» дети прочитали дома.

    Учитель:

    - Датские народные сказки имеют свой волшебный мир, свой национальный калорит, отличный от сказок других народов. Есть там лешие и русалки, колдуны и эльфы. Но есть и особое фантастическое существо, которое встречается только у скандинавских народов. Зовётся оно – тролль.

    Тролль – огромное  одноглазое чудовище с тремя, шестью, а то и с девятью головами. Ростом он выше скал, деревья рядом с ним кажутся жалкими былинками. Его гневный рёв, громовые раскаты его хохота далеко разносятся в горах и в лесах. Тролль злобен, силён, но человеческий ум и храбрость всегда одерживают над ним верх. Он живет в Норвегии – там его родина, но иногда он переходит вброд море и появляется в Дании.

             Ученик, заранее подготовленный, продолжает:

    - жил-был на свете злющий – презлющий тролль. Смастерил он как-то зеркало, в котором все доброе и прекрасное исчезало, а дурное и безобразное казалось ещё отвратительней. Ученики тролля разбили это зеркало. Оно рассыпалось на несметное множество осколков, и некоторые, крошечные, как песчинки, осколки, попадая в глаза людям, заставляли их видеть все наоборот или замечать во всем лишь дурные стороны. Иногда осколки проникали в сердце человека, и оно превращалось в кусок льда. И это становилось испытанием для человека.

    Учитель:

    - Что вас больше всего покорило в дружбе Герды и Кая?

    Дети отвечают, опираясь на текст:

    ·        Они любили друг друга, как брат и сестра.

    ·        «Родители часто позволяли мальчику с девочкой ходить друг к другу в гости. И сидеть на скамейке под розами».

    ·        Зимой Кай и Герда любили переглядываться через чудесное окошечко, которое сами и оттаивали с помощью монетки.

    ·        «Взявшись за руки, дети пели, целовали розы, смотрели на солнечные блики и разговаривали с ними».

    - Вспомните первое впечатление Кая от встречи со Снежной королевой.

    Дети находят в тексте.

    ·        «она была нежно-голубого цвета с переливами, волосы густые, синие, взгляд особенно поразил его. Этот пустой, ледяной, строгий взгляд, одинокий, неземной – вот что его испугало».

    - Как изменился Кай после того, как зеркальная соринка попала ему в глаз, из глаза в сердце, а Снежная королева поцеловала мальчика?

    Учащиеся отвечают:

    ·        Сердце его оледенело.

    ·        Герда, которую он так любил, сразу же показалась ему уродливой, а прекрасные розы – безобразными.

    ·        Кай стал холодным и рассудочным, как Снежная королева.

    ·        Он забыл о том, как важно любить друг друга, поддерживать друг друга, помогать друзьям и вообще – дружить

    - Почему Герда отправилась на поиски Кая?

    - Почему Андерсен не хотел, чтобы Герда осталась в цветнике, а Кай – в чертогах Снежной королевы?

    Ученики рассуждают:

    ·        Она бесстрашна.

    ·        У девочки доброе сердце.

    ·        Верит в свои силы, умеет преодолевать препятствия.

    ·        Не может бросить друга в беде.

    - Вспомните помощников Герды.

    Дети перечисляют:

    ·        ворон с вороной;

    ·        принц с принцессой;

    ·        мудрые женщины из далёкой Лапландии;

    ·        свирепая и жестокая маленькая разбойница, которая после встречи с Гердой становится добрее и отзывчивее.

    - Почему они ей помогали?

    - Прочтите отрывок из сказки, в котором говорится о силе Герды.

    Когда северный олень умоляет сделать Герду всесильной, мудрая финка отвечает ему: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Неужто ты сам не видишь, как велика её сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные. Она босиком обошла полсвета! Но мы не должны говорить ей о той силе, что скрыта в её сердце. А сила её в том, что она невинный милый ребёнок. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и вынуть из глаза и сердца Кая осколки, то мы и подавно не сможем!»

    Найдите отрывок, рассказывающий о встрече Герды и Кая. Прочитайте его. Каким образом Кай освободился от осколка в сердце?

    ·        Снежная королева своими поцелуями окончательно замораживает сердце Кая, а поцелуи Герды, как живая вода в русских сказках, приносят жизнь, исцеления и радость.

    - Так какой главный вывод вы сделаете сегодня на уроке?

    Ученики отвечают:

    ·        Горячее сердце Герды смогло растопить холод души Кая.

    ·        Пусть Герда маленькая, но сердце у неё большое, а это – главное.

    - Помните стихотворение, прочитанное в начале урока:

                                          Сосна держала камень,

                                          А он держал сосну.

    Вывод: сообща можно  победить любое зло;

    ·        настоящая дружба сильнее могущественной повелительницы царства льдов и снегов;

    ·        «Добро, Истина и Красота побеждают».

    - В какой сказке мы встречались с ситуацией, когда зло не выдерживает лика добра и красоты?

    Дети вспоминают «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях», «Белоснежку» и другие.

    - выразительное чтение эпиграфа. Осмысление его.

    Учитель:

             На лепестках роз, вырезанных из бумаг, напишите, ребята, ответы на вопросы:                             

     

    - Почему сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева» всегда живет в памяти взрослых людей?

    - Почему её так любят дети самого разного возраста?

    Учащиеся выполняют работу.

    На доске появляется красивая роза – символ верности, любви к писателю и его бессмертным творениям.

     

    Категория: Мои файлы | Добавил: malichka-5
    Просмотров: 1659 | Загрузок: 85 | Рейтинг: 5.0/1
    Флаг
    Конкурс
    Диплом 3 степени

    Конкурс
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
    Участник
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
    Банк сайтов
    Банк Интернет-портфолио учителей
    Награда сайта

    Методичка
    Metodichka.org Каталог образовательных ресурсов
    Посещения
    Фраза дня
    Погода
    Результат рейтинга
    Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
    Рейтинг
    Для комментариев
    Любавушка
    Именины
    Кнопка сайта

    Сайт Четверниной Ольги Григорьевны © 2024