Сайт Четверниной Ольги Григорьевны
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 17.02.2019, 12:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Добро пожаловать!
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [27]
Работы коллег [11]
Интересно [0]
К уроку русского языка [3]
К уроку литературы [3]
Для учащихся [5]
Разное [0]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 204
Наше содружество
Программы
Статистика посещен
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
[ Кто нас сегодня посетил ]
Проверка
Интересные сайты
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • <
    Поделиться
    Поиск
    Главная » Файлы » Мои файлы

    Урок-семинар "Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
    17.11.2012, 00:00

    Семинар « Мысль народная» и воля истории в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

      МОУ « Заманилкинская средняя общеобразовательная школа» Целинный район     Курганская область                          10 класс

    Четвернина Ольга Григорьевна, учитель русского языка и литературы

    Цели: обобщить знания учащихся по роману « Война и мир».

     Учащиеся должны знать содержание романа,

     понимать проблему национального характера,

    проблему истинного и ложного патриотизма.

               Воспитывать у учащихся чувство патриотизма,

             развивать монологическую речь учащихся,

             работать с текстом  романа, проследить « мысль народную»

            в романе « Война и мир».

    Ход урока: 1.Орг. момент.

                       2. Работа над темой.

                                                                   Нынче не то, что солдат, а и мужичков видал!...

                                                                      Всем народом навалиться хотят…

                                           План

    1.       Причины войны 1812 года.

    2.       Кутузов как воплощение мысли народной и нравственных идеалов Л. Толстого.

    3.       Бородинское сражение.

    4.       Роль Бородинского сражения.

    5.       Истинный патриотизм русского дворянства.

    6.       Пьер Безухов.

    7.       Воля истории и воля народа в романе  Л.Н.Толстого.

     

    Вступительное слово учителя.

    Толстого волнуют основные вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях дворянства и народа, о роли личности в истории. Лев Николаевич считал, что ответить ему на эти вопросы помогут великие исторические события, к которым он относит Отечественную войну 1812 года и восстание декабристов. Об этом он и решает написать произведение. Работать над новым произведением он начинает в 1863 году, работа продолжается 6 лет. Новое произведение получило название « Война и мир». Народ  как носитель нравственных ценностей занимает всё большее место в произведении.

    Развитие событий в романе связано движением самой  истории,  все действующие лица участвуют в историческом процессе, судьбы отдельных героев связаны семейной хроникой, картинами природы, сценами сражений. И весь этот огромный материал связан единой мыслью, которую писатель определил как « мысль народную»

    Раскрыть народное значение Отечественной войны 1812 года,  показать роль народа и личности в истории, понять и показать характер русского народа, характер, особенно проявившийся в острый исторический момент – вот к чему стремился в своём произведении Толстой.

    Об этом мы с вами сегодня и поговорим.

    1.Первый вопрос, на котором мы остановимся: причины  войны 1812 года.

    Сообщение уч-ся.

    Т.3.ч.1. гл. 1.

    Вывод. Итак, исходя из причин войны 1812 года, мы можем сказать, какой характер войны 1812 года для русских? (Да, справедливый, оборонительный характер, освободительный. ).

    Для русских это вынужденное, единственно возможное в сложившихся условиях спасение родной земли, национального достоинства и независимости.

    2.Война началась. Кто же будет главнокомандующим в русской армии?

    Сообщение уч-ся. Видео «Совет в Филях». .

    Вывод.

    Царь был против назначения  Кутузова главнокомандующим, но по требованию народа он назначил его главнокомандующим. Кутузов  как воплощение « мысли народной» и нравственных идеалов Л.Толстого.(т.3. ч. 2 гл.22., т.3. ч.3. гл.4., т.4. ч.4. гл 5, т.4. ч.2. гл.3) Народное представление о величии Толстой подчёркивает  в образе Кутузова, который является для него нравственным идеалом: « Для нас нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

    Кутузов не претендует на роль всесильного и всезнающего полководца. Он стремится к главному, с точки зрения Толстого, – руководить  «духом армии»,  от которого зависит исход сражения, который составляет главный нерв войны.

    Правота Кутузова в споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне « дедушки» ( Кутузова )симпатии крестьянской девочки Малаши.

    Кутузов всегда скромен и прост    и потому не только обаятелен, но и значителен.

    Думал о народе, о России.

    Москву сдали,  чтобы спасти Россию, армию, собраться с силами.

    Кутузов возвеличивается как полководец, умеющий подчинять все мысли и действия народному чувству.

    Кутузов и Наполеон  противопоставлены в романе. Оба полководца  покидая страницы  роман а,

    сопровождаются народным судом:

    Кутузов – всеобщим одобрением на смотре под Красным, а Наполеон  - разговором солдат: «А кабы на мой обычай, я   бы его изловимши да в землю закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил. Всё одно конец сделаем, не будет ходить».

     (Не бездействует.  Мудрость, доброта,  « голубчик», простота). Видео «Спасена Россия».

    Образ борющегося народа наиболее раскрывается в главах, а их 21, посвящённых Бородинскому сражению.  Бородинская битва решает участь России и наполеоновской Франции.

     

    Сообщение уч-ся.

    3 Посмотрим, как Толстой показывает Бородинское сражение. Т.3. ч.2. гл. 30, 38.

    Для чего было дано Бородинское сражение?   « требование народного сражения…» гл. 19. Т 3., гл.21.

    Вид Бородинского поля в начале сражения.  Красота панорамы выражает «торжественность минуты». (гл.30)

    «Страшный вид поля сражения…»Осуждение Наполеона, который отрёкся « от правды и добра, и от всего человеческого» (гл.38).

    Видео «Бородинское сражение».  

    4. Какое значение имела Бородинская битва?

    Сообщение уч-ся.

    Рисуя войну 1805 – 1807 годов, Толстой объясняет поражение русских именно тем, что солдатской массе неясен был смысл этой войны, чужды цели. В войне 1812 года цели ясны каждому солдату, каждому крестьянину.

    Бородинская битва становится не просто военной операцией, а решающим народным сражением, в котором русский народ неминуемо должен одержать победу. Эту мысль о народном характере предстоящего сражения , об его исключительном значении Толстой выразил словами простого солдата: « Нынче не то , что солдат, а и мужичков видал!.. Всем народом навалиться хотят».

    Лев Толстой глубоко понимает значение Бородинского сражения в народной войне 1812 года: « Не та победа, которая  определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знамёнами, и тем пространством. На котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная , та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии, которая была одержана русскими под Бородиным».

    Писатель убедительно показывает, что эта победа определила весь ход войны 1812 года: «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия  и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника».

    Это стало возможным благодаря тому, что в Бородинском сражении проявился  народный характер войны 1812 года.

    Вывод. Бородинская битва выявляет нравственное превосходство русских над врагом, она решает

    участь России и Франции.

    5. А чем же в это время занимается дворянство? (т.4.ч.1.гл.4., т.3. ч. 3.гл. 24).

    Сообщение уч-ся.

    В годину  тяжких испытаний для Отечества « делом народным», всеобщим становится защита Родины. Л.Толстой обращает особое внимание на то, что дворянство, в отличие от народа, не едино в выражении патриотических чувств.

    Только лучшие представители дворянства в состоянии постигнуть  дух народа и подняться до нравственной высоты патриотизма и героизма.  

    Такова Наташа Ростова. Перед вступлением французов в Москву, одушевлённая  патриотическим чувством, заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых.                                    

     Петя Ростов идёт на войну. Княжна Марья, сдержанная в своих чувствах, гневно отвергает предложение француженки Бурьен покориться и остаться  под властью Наполеона.

    Пьер отдаёт тысячу людей и средства на их содержание. Это истинные патриоты, они в тяжёлую минуту для своей Родины, встают на её защиту, происходит единение людей, у которых одна общая  цель.

    Деятельность исторических лиц проверяется всё той же « мыслью народной». В нескольких сценах в полной мере раскрывается комизм и жестокость Растопчина, не имеющего ни  малейшего представления о том народе, которым он вздумал управлять.

    А в салоне А.П.Шерер меж тем занятия другие? Какие?

    Вывод.

    Таким  образом , истинный патриотизм в понимании Л.Н.Толстого есть высшее проявление нравственной силы и духа народа.

    Толстой показывает нам тех, кто кровно связан с Россией народной, кто встаёт на защиту своего Отечества.

    6.Это можно сказать о Пьере.

    Сообщение уч-ся. Видео « Пьер на Бородинском поле».

    Вывод.

    Истинные патриоты – это русские  люди, чувствующие общность, когда Отечество в опасности.  Недаром в труднейший период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле, приходит к убеждению, что истинное счастье в слиянии с народом: «Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом».

    Переходим к следующему вопросу, который волновал писателя.

    7.Воля истории и воля народа.

    Сообщения уч-ся. Т.3. ч.3. гл.1.

    Вывод.

    .Какая сила движет народами?

     Л.Толстой большие исторические события рассматривает как результат движения масс, а не деяния различных царей, полководцев и министров.

    Т.4.ч.3. гл.1.3.

    « Что касается  исторической  деятельности, то свободным субъектом и свободной причиной этой деятельности  может быть только народ в целом, а не отдельное лицо, на какой бы ступени власти оно ни  стояло, чтобы оно ни думало об историческом значении  своих дел – и что бы об этом значении ни думали другие  - современники, историки, философы».

    Отсюда и « царь есть раб истории». Толстой отрицает волю и власть одного лица.

    Человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти. Он справедливо  развенчивал

    Преувеличенные представления о роли личности в истории, а временами готов  был отрицать вообще эту роль.

    Великосветское общество считало, что царь и история одно и то же. От воли и усилий простых и обыкновенных людей зависит исход исторических событий. На войне, как и вообще в истории человечества, деятельность людских масс, связанных единством чувства и стремлений, определяет ход событий.

    История доказывает правильность суждений Л.Н.Толстого о роли  личности в истории.

    (Великая Отечественная война 1941 – 1945 ).

    Вывод.

    Самое дорогое для Толстого – любовное  единение людей, жизнь которых подчиняется общей цели.  Поэтому, как показывает писатель,

    именно в годину всенародного бедствия проявились лучшие   национальные черты  русского человека, происходит единение людей, жизнь которых подчинена единой цели.

    Оценка человека в романе определяется его близостью с народом.

    В  « Войне и мире» воплощена подлинная народность  - величайшее завоевание русской классической литературы.

    О людях, о жизни, об исторических событиях писатель судит с точки зрения интересов всего народа, который является по существу главным героем его произведения.

    Д/З стр. учебника « Мысль народная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

     

     

    Категория: Мои файлы | Добавил: malichka-5
    Просмотров: 761 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
    Флаг
    Конкурс
    Диплом 3 степени

    Конкурс
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
    Участник
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
    Банк сайтов
    Банк Интернет-портфолио учителей
    Награда сайта

    Методичка
    Metodichka.org Каталог образовательных ресурсов
    Посещения
    Фраза дня
    Погода
    Результат рейтинга
    Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
    Рейтинг
    Для комментариев
    Любавушка
    Именины
    Кнопка сайта

    Сайт Четверниной Ольги Григорьевны © 2019