Семинар « Мысль народная» и
воля истории в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
МОУ « Заманилкинская средняя
общеобразовательная школа» Целинный район
Курганская область 10 класс
Четвернина Ольга
Григорьевна, учитель русского языка и литературы
Цели: обобщить знания учащихся по роману « Война и
мир».
Учащиеся должны знать
содержание романа,
понимать проблему
национального характера,
проблему истинного и ложного патриотизма.
Воспитывать у учащихся чувство
патриотизма,
развивать
монологическую речь учащихся,
работать с
текстом романа, проследить « мысль
народную»
в романе «
Война и мир».
Ход урока: 1.Орг. момент.
2.
Работа над темой.
Нынче не то, что солдат, а и мужичков видал!...
Всем народом навалиться хотят…
План
1.
Причины войны 1812 года.
2.
Кутузов как воплощение мысли народной и
нравственных идеалов Л. Толстого.
3.
Бородинское сражение.
4.
Роль Бородинского сражения.
5.
Истинный патриотизм русского дворянства.
6.
Пьер Безухов.
7.
Воля истории и воля народа в романе Л.Н.Толстого.
Вступительное слово учителя.
Толстого волнуют основные вопросы эпохи: о путях развития
России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях дворянства и
народа, о роли личности в истории. Лев Николаевич считал, что ответить ему на
эти вопросы помогут великие исторические события, к которым он относит
Отечественную войну 1812 года и восстание декабристов. Об этом он и решает
написать произведение. Работать над новым произведением он начинает в 1863
году, работа продолжается 6 лет. Новое произведение получило название « Война и
мир». Народ как носитель нравственных
ценностей занимает всё большее место в произведении.
Развитие событий в романе связано движением самой истории,
все действующие лица участвуют в историческом процессе, судьбы отдельных
героев связаны семейной хроникой, картинами природы, сценами сражений. И весь
этот огромный материал связан единой мыслью, которую писатель определил как « мысль народную»
Раскрыть
народное значение Отечественной войны 1812 года, показать роль народа и личности в истории,
понять и показать характер русского народа, характер, особенно проявившийся в
острый исторический момент – вот к чему стремился в своём произведении Толстой.
Об этом мы с
вами сегодня и поговорим.
1.Первый вопрос, на котором мы
остановимся: причины войны 1812 года.
Сообщение
уч-ся.
Т.3.ч.1. гл.
1.
Вывод. Итак,
исходя из причин войны 1812 года, мы можем сказать, какой характер войны 1812
года для русских? (Да, справедливый, оборонительный характер, освободительный.
).
Для русских
это вынужденное, единственно возможное в сложившихся условиях спасение родной
земли, национального достоинства и независимости.
2.Война началась. Кто же будет
главнокомандующим в русской армии?
Сообщение
уч-ся. Видео «Совет в Филях». .
Вывод.
Царь был
против назначения Кутузова
главнокомандующим, но по требованию народа он назначил его главнокомандующим.
Кутузов как воплощение « мысли народной»
и нравственных идеалов Л.Толстого.(т.3. ч. 2 гл.22., т.3. ч.3. гл.4., т.4. ч.4.
гл 5, т.4. ч.2. гл.3) Народное представление о величии Толстой
подчёркивает в образе Кутузова, который
является для него нравственным идеалом: « Для нас нет величия там, где нет
простоты, добра и правды».
Кутузов не
претендует на роль всесильного и всезнающего полководца. Он стремится к главному,
с точки зрения Толстого, – руководить
«духом армии», от которого
зависит исход сражения, который составляет главный нерв войны.
Правота
Кутузова в споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что
на стороне « дедушки» ( Кутузова )симпатии крестьянской девочки Малаши.
Кутузов
всегда скромен и прост и потому не
только обаятелен, но и значителен.
Думал о
народе, о России.
Москву
сдали, чтобы спасти Россию, армию,
собраться с силами.
Кутузов
возвеличивается как полководец, умеющий подчинять все мысли и действия
народному чувству.
Кутузов и
Наполеон противопоставлены в романе. Оба
полководца покидая страницы роман а,
сопровождаются
народным судом:
Кутузов –
всеобщим одобрением на смотре под Красным, а Наполеон - разговором солдат: «А кабы на мой обычай,
я бы его изловимши да в землю закопал.
Да осиновым колом. А то что народу загубил. Всё одно конец сделаем, не будет
ходить».
(Не бездействует. Мудрость, доброта, « голубчик», простота). Видео «Спасена Россия».
Образ борющегося
народа наиболее раскрывается в главах, а их 21, посвящённых Бородинскому
сражению. Бородинская битва решает
участь России и наполеоновской Франции.
Сообщение
уч-ся.
3 Посмотрим, как Толстой показывает Бородинское сражение. Т.3. ч.2. гл. 30, 38.
Для чего было
дано Бородинское сражение? « требование
народного сражения…» гл. 19. Т 3., гл.21.
Вид
Бородинского поля в начале сражения. Красота панорамы выражает «торжественность
минуты». (гл.30)
«Страшный вид
поля сражения…»Осуждение Наполеона, который отрёкся « от правды и добра, и от
всего человеческого» (гл.38).
Видео «Бородинское сражение».
4. Какое значение имела Бородинская
битва?
Сообщение
уч-ся.
Рисуя войну
1805 – 1807 годов, Толстой объясняет поражение русских именно тем, что
солдатской массе неясен был смысл этой войны, чужды цели. В войне 1812 года
цели ясны каждому солдату, каждому крестьянину.
Бородинская
битва становится не просто военной операцией, а решающим народным сражением, в
котором русский народ неминуемо должен одержать победу. Эту мысль о народном
характере предстоящего сражения , об его исключительном значении Толстой
выразил словами простого солдата: « Нынче не то , что солдат, а и мужичков
видал!.. Всем народом навалиться хотят».
Лев Толстой
глубоко понимает значение Бородинского сражения в народной войне 1812 года: «
Не та победа, которая определяется
подхваченными кусками материи на палках, называемых знамёнами, и тем
пространством. На котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная , та,
которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём
бессилии, которая была одержана русскими под Бородиным».
Писатель
убедительно показывает, что эта победа определила весь ход войны 1812 года: «Прямым
следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы,
возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного
нашествия и погибель наполеоновской
Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего
духом противника».
Это стало
возможным благодаря тому, что в Бородинском сражении проявился народный характер войны 1812 года.
Вывод.
Бородинская битва выявляет нравственное превосходство русских над врагом, она решает
участь России и Франции.
5. А чем же в это время занимается
дворянство? (т.4.ч.1.гл.4.,
т.3. ч. 3.гл. 24).
Сообщение
уч-ся.
В годину тяжких испытаний для Отечества « делом
народным», всеобщим становится защита Родины. Л.Толстой обращает особое
внимание на то, что дворянство, в отличие от народа, не едино в выражении
патриотических чувств.
Только лучшие
представители дворянства в состоянии постигнуть
дух народа и подняться до нравственной высоты патриотизма и героизма.
Такова Наташа
Ростова. Перед вступлением французов в Москву, одушевлённая патриотическим чувством, заставляет сбросить
с подвод семейное добро и взять раненых.
Петя Ростов идёт на войну. Княжна Марья,
сдержанная в своих чувствах, гневно отвергает предложение француженки Бурьен
покориться и остаться под властью
Наполеона.
Пьер отдаёт
тысячу людей и средства на их содержание. Это истинные патриоты, они в тяжёлую
минуту для своей Родины, встают на её защиту, происходит единение людей, у
которых одна общая цель.
Деятельность
исторических лиц проверяется всё той же « мыслью народной». В нескольких сценах
в полной мере раскрывается комизм и жестокость Растопчина, не имеющего ни малейшего представления о том народе, которым
он вздумал управлять.
А в салоне А.П.Шерер меж тем занятия
другие? Какие?
Вывод.
Таким образом , истинный патриотизм в понимании
Л.Н.Толстого есть высшее проявление нравственной силы и духа народа.
Толстой
показывает нам тех, кто кровно связан с Россией народной, кто встаёт на защиту
своего Отечества.
6.Это можно сказать о Пьере.
Сообщение
уч-ся. Видео « Пьер на Бородинском поле».
Вывод.
Истинные
патриоты – это русские люди, чувствующие
общность, когда Отечество в опасности.
Недаром в труднейший период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском
поле, приходит к убеждению, что истинное счастье в слиянии с народом: «Солдатом
быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом».
Переходим к
следующему вопросу, который волновал писателя.
7.Воля истории и воля народа.
Сообщения
уч-ся. Т.3. ч.3. гл.1.
Вывод.
.Какая сила движет народами?
Л.Толстой большие исторические события
рассматривает как результат движения масс, а не деяния различных царей,
полководцев и министров.
Т.4.ч.3.
гл.1.3.
« Что
касается исторической деятельности, то свободным субъектом и
свободной причиной этой деятельности может быть только народ в целом, а не
отдельное лицо, на какой бы ступени власти оно ни стояло, чтобы оно ни думало об историческом
значении своих дел – и что бы об этом
значении ни думали другие -
современники, историки, философы».
Отсюда и «
царь есть раб истории». Толстой отрицает волю и власть одного лица.
Человек тем
менее свободен, чем ближе он поставлен к власти. Он справедливо развенчивал
Преувеличенные
представления о роли личности в истории, а временами готов был отрицать вообще эту роль.
Великосветское
общество считало, что царь и история одно и то же. От воли и усилий простых и
обыкновенных людей зависит исход исторических событий. На войне, как и вообще в
истории человечества, деятельность людских масс, связанных единством чувства и
стремлений, определяет ход событий.
История
доказывает правильность суждений Л.Н.Толстого о роли личности в истории.
(Великая
Отечественная война 1941 – 1945 ).
Вывод.
Самое дорогое для Толстого – любовное единение людей, жизнь которых подчиняется
общей цели. Поэтому, как показывает
писатель,
именно в годину всенародного бедствия проявились лучшие национальные черты русского
человека, происходит единение людей, жизнь которых подчинена единой цели.
Оценка человека в романе определяется его близостью с
народом.
В « Войне и мире»
воплощена подлинная народность -
величайшее завоевание русской классической литературы.
О людях, о жизни, об исторических событиях писатель судит с
точки зрения интересов всего народа, который является по существу главным
героем его произведения.
Д/З стр.
учебника « Мысль народная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
|