Сайт Четверниной Ольги Григорьевны
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Пятница, 04.07.2025, 14:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Добро пожаловать!
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [27]
Работы коллег [13]
Интересно [0]
К уроку русского языка [5]
К уроку литературы [3]
Для учащихся [5]
Разное [0]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 222
Наше содружество
Программы
Статистика посещен
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
[ Кто нас сегодня посетил ]
Проверка
Интересные сайты
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • <
    Поделиться
    Поиск
    Главная » Файлы » Мои файлы

    Урок - мастерская Б.Окуджава «Песенка о Лёньке Королёве».
    [ Скачать с сервера (198.0 Kb) ] 21.09.2012, 20:35

    Слайд 1….

     

    «Стихи о войне»

    Открытый урок

    внеклассного чтения

    8класс

    Учитель: Четвернина О.Г. 

     

    Урок - мастерская            

    Б.Окуджава «Песенка о Лёньке Королёве».

     

                  

    Слайд 2                  Целевое назначение:

    1.Познакомить с авторской песней Б.Окуджавы «Песенка о Лёньке Королёве».

    2.Развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное,   

      чутко относиться к поэтическому слову. 

    3. Воспитывать любовь к Родине, чувства уважения и благодарности к её защитникам. 

    4.Развивать творческие способности  учащихся.

    Оборудование: мультимедиа, запись песен Б.Окуджавы, В.Высоцкого; «Толковый словарь» С.Ожегова, портрет Б.Окуджавы.

    Ход урока

    Слайд3.           Если мы войну забудем – вновь придёт война.

    1.     Организационный момент.

    2.      Исполнилось 65 лет со Дня Победы советского народа над фашистской Германией. Этот праздник мы отмечаем ежегодно.

    Ø Почему взрослые вспоминают войну?

    Все говорят, что это тяжёлое, плохое, страшное время, значит, его надо поскорее забыть.

    (Есть в жизни вещи, которые человек забывать не должен  и не может.

    Обратимся к  Слайду 3.      Чтение эпиграфа урока: Если мы войну забудем – вновь придёт война.   

    1 . Индукция.

    Чтение учителем стихотворения.

    Снег минами изрыт вокруг

    И почернел от пыли  минной.

    Разрыв – и умирает друг,

    И смерть опять проходит мимо. 

    Сейчас настанет мой черёд,

    За мной одним идёт охота.

    Будь проклят     сорок первый год

    И вмёрзшая в снега пехота.

    Это о тех, кто погиб,  выполняя свой солдатский долг, долг защитника Отечества, родного дома.    

    2.Самоконструкция.

    Напишите слова-ассоциации, которые возникают у вас при слове «война».

    Подберите к данным словам определения и другие слова, чтобы получились словосочетания.

    ü Обмен мнениями в группе, в результате записи дополняются.

    ü Выбор лучших работ в группе.

    3.Социоконструкция.

    ·        Я попрошу озвучить свои записи.

    сли две группы, то читают 2 человека, а если 3 группы, то читают три человека.)

    ·        Ребята из других групп могут записать словосочетания, каких у них нет.

    (Суровое время, страшная година испытаний, голодное детство, кровавый снег, погибшие в бою, пал смертью храбрых, похоронка ,

    людская память и т. д.)

     

     

    Слайд  4

    «Пусть всегда будет солнце»,

    «Мы не хотим войны»,

    «Мы помним, мы гордимся»                                                    

    Ø  По данным темам напишите мини-сочинение.

    Ø Чтение сочинений-миниатюр.

    4.Социализация.

    Война – жесточе нету слова.

    Война - печальней  нету слова.

    Война – святее нету слова.

    Учитель: Сегодня  мы познакомимся с жизнью и творчеством  Булата Окуджавы. (Портрет Б.Окуджавы на доске)

    Рассказ подготовленного ученика о Б.Окуджаве.

           Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 году в Москве в семье профессиональных  партийцев. В   1934 г. вместе с родителями переехал в Нижний Тагил, туда отец был направлен первым секретарём горкома партии.

    В 1937году родители  были арестованы, отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. Булат Окуджава возвратился в Москву, а в 1940 г. переехал к родственникам   в Тбилиси. В школьные годы трудился рабочим, в 1942г. добровольцем ушёл на фронт. Воевал на Северокавказском фронте, был ранен. В 1945 году мобилизовался, поступил на филологический факультет, окончил его в 1950году, по распределению работал учителем в  деревне  Шамордино Калужской области, затем в Калуге, там он регулярно печатался в местных газетах. Первая книга стихов вышла также в Калуге.

           Булат Окуджава – автор нескольких сборников автобиографических  рассказов и повестей, нескольких романов, сценариев и пьес.

          Первые песни Окуджава сочинил ещё во время войны. Но исполнять свои песни начал только в 1956году, в 60-е   годы его песни стали звучать  и в кинофильмах. Песни Окуджавы были недоброжелательно  встречены в высших кругах, но победила любовь многочисленных  почитателей поэта, так что последние годы жизни он прожил триумфально.

        Скончался Окуджава в Париже, похоронен в Москве на Ваганьковском      кладбище – 12 июня 1997г.

          В 1998 году учреждена Государственная   премия имени Булата Окуджавы в области литературы.

          В Переделкино, под Москвой, открыт дом- музей поэта. Он написал более 800  стихотворений и почти 200 из них - авторские песни.

          Произведения Б.Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

         Слово учителя.

           Действительно, песни Окуджавы знают все: и старшее   поколение и младшее. Многие из них известны по кинофильмам. Например, такие, как «Здесь птицы не поют» из кинофильма «Белорусский вокзал», песни «Ах, война, что ты сделала, подлая?», «В нашем доме война отгремела» и другие.

    Слайд    5   (   Портрет Б.Окуджавы,  звучит песня «Здесь птицы не поют».)

     Сегодня мы остановимся на авторской песне  Б.Окуджавы «Песенка о Лёньке Королёве».

    В ней встретятся слова, которые  потребуют предварительного объяснения.  

    Радиола

    Всемогущий               Как вы понимаете значение этих слов?

    Мессершмиты

    Дети: высказывают своё мнение, предположения  

    Учитель: словарь Ожегова даёт нам следующее толкование этих слов.

    Слайд 6           Словарная работа

    Радиола – проигрыватель для пластинок, соединяющий в себе и радио.

    Всемогущий – тот , кто всё может.

    Мессершмиты – фашистские военные самолёты.

    Учитель: А кого обычно называют королём? Какое отношение он может иметь  к войне?

    (Это человек,  который управляет страной. Он защищает свою страну. Может вступить в бой за свою страну. Король   может воевать, защищать свою страну.)

    Работа с текстом 

    Учитель:  Давайте теперь прочитаем  стихотворение  вместе и представим себя жителями маленького московского двора.

    1.Чтение стихотворения учителем.

    Слайд 7.

    1-е четверостишие:

    Во дворе, где каждый вечер

    Всё играла радиола, где пары танцевали, пыля,

    Ребята уважали очень Лёньку Королёва

    И присвоили ему званье короля.

                     Анализ стихотворения

    Ø Какое время описывает рассказчик?

    (Довоенное время.)

    Ø О чём  узнаём из четверостишия?

     (Мы узнаём о жизни людей до войны.)

    Ø Кто  он, сам рассказчик?

    (Это житель двора или человек, живущий по соседству).

    Ø Что было  символом, приметой московского дворика?

    (Танцы под радиолу.)

    Ø Жил во дворе Лёнька Королёв. За что его прозвали королём?

    (Его могли так назвать по фамилии. Могли и за то, что он всех защищал и всем помогал, если нужно.)

    Ø Как все к нему относились?

    («Все ребята уважали  очень Лёньку Королёва

     И присвоили ему званье короля…»).

    Ø За что его   могли уважать?

    (Ответы детей).

    Ø С каким настроением нужно читать эти строки?

    (С настроением светлого воспоминания.)

    Ø Что мы узнали о Лёньке? Каким он был человеком?

    (Всемогущим, благородным.)

    Ø Почему  автор говорит о Лёньке: «король, как король»?

    (Таким и должен был    быть король в его представлении.)

    Ø Что значит «царственная рука» в понимании Окуджавы?

    (Верная рука.)

    Ø «И спасти    король мог не только ребят своего двора». С каким настроением мы будем читать эту   строфу?

    (С бодрым, серьёзным,   поучительным.)

    Слайд 8     Чтение строфы учащимися

    Но однажды, когда мессершмиты, как вороны,

    Разорвали на рассвете тишину,

    Наш король, как король,  он  кепчонку, как корону,

    Набекрень, и пошёл  на войну.

    Ø Что случилось на рассвете июльским утром 1941 года?

    (Началась война.)

    Ø Прочитайте строки,  описывающие начало войны.

    («Мессершмиты, как вороны,

    Разорвали на рассвете тишину…»)

    Ø Как поступил тогда Лёнька? Прочитайте.

    («Наш король, как король,

    Он кепчонку, как корону, набекрень-

    И пошёл на войну…»)

     

    Ø Вновь повторяется строка «король, как король». Почему?

    (Настоящий король должен защитить свою страну, и Лёнька это сделал так, как будто он каждый день отправлялся на  войну. Будто это и не подвиг, а  обыденное будничное дело.)

    Ø Только   это не совсем обычный король. Что он носит на голове?

    -Вместо короны у него кепчонка.

     

    Ø Как он надел свою кепчонку?

    - Он надел её

    Гордо,   как корону.

    Ø Он надел   её набекрень, то есть набок, может, чтобы других успокоить, что вот, мол,  ничего страшного. В первые же дни войны отправился Лёнька на фронт. Он  не ждал, когда его вызовут повесткой, -  пошёл  сам защищать свою страну. С каким чувством, настроением будем читать эту строфу?

    -С серьёзным, тревожным голосом: нужно передать состояние готовности.

    Чтение строфы учащимися.   Слайд  9

     

     

    Чтение 4-й строфы

    Вновь играет радиола, снова солнце в зените,

    Да некому оплакать его   жизнь,

    Потому что тот король  был один( уж извините),

    Королевой не успел обзавестись.

    Ø Как автор говорит о гибели Лёньки?

    -«…Вновь играет радиола,

    Снова солнце в зените,

    Да некому оплакать его жизнь…»

     

    Ø Это значит, что когда вновь наступил  мир, Лёнька не вернулся.

    Мы узнаём, что Лёньку некому оплакать. За эти строки песню Булату Окуджаве очень долго не разрешали печатать и исполнять песню на эти стихи. Чиновникам не нравилось, что Окуджава сказал о том, что героев некому вспомнить. Ведь если честно, мы вспоминаем   о них раз в году. А о скольких мы  ничего не знаем! И только , может быть, вот такие стихи заставят нас вспоминать о них чаще. С каким настроением нужно читать эту строфу?

     

    -С печальным настроением, грустным: голосом нужно передать состояние потерянности.

    Слайд 10     

    Чтение 5-й строфы

    Потому  что на войне, хоть и правда стреляют,

    Не для Лёньки сырая земля.

    Потому что (виноват), но Москвы не представляю

    Без такого, как он, короля.

    Ø Почему о таких ребятах нужно помнить, ответ мы найдём в последней строфе.  Какими чувствами наполнены эти строки?

    Слайды 11, 12, 13.

     

    -Это чувство ожидания, чувство надежды, чувство грусти.

    Ø Как вы понимаете последние две строки?

    -Старая Москва уже не будет прежней без таких ребят, как Лёнька. Мы должны быть достойны их памяти, стараться походить на них.

    Сейчас вы перечитаете стихотворение целиком. В каком темпе вы будете читать? Нужно ли читать слишком громко?

    -Нужно читать не быстро, но и не медленно: в спокойном темпе. Но так, чтобы все услышали. (Чтение песни).

    Ø Согласны ли вы , что здесь есть ощущение мира, в котором жили люди? Сохранился ли он?

    -Война разрушила этот мир.

    Ø Почему автор решил рассказать  нам о Лёньке  Королёве?

    -Мы должны помнить тех, кто победил в этой страшной войне. Даже если мы не знаем их имён.

    Ø Какие чувства он передал читателям?

    -Чувство грусти и печали о тех, кто уже не придёт никогда. Чувство гордости за таких ребят, как Лёнька Королёв.

    Слайд 14(Звучит песня в исполнении автора)Слайды 15-20.

    Рефлексия

    1.Чтение наизусть стихотворения А.Твардовского «Я знаю, никакой  моей вины…» (ученик)

    2.О чём вы думали, слушая стихотворение?

    -Как жаль, что мы ничего не можем сделать, чтобы вернуть погибших. В этом нет нашей вины, но всё-таки очень  жаль.

    Слайды 21- 33.

    Ø Идея этого  стихотворения – наш вечный   долг перед теми, кто ценою своей жизни отстоял мир. Идея – вечная память  погибшим и преклонение пред их подвигом: ведь честная гибель на войне при любых обстоятельствах – подвиг, это принесение в жертву   себя ради мира, в  котором  будут жить другие.

    Д.З. Выучить стихотворение любого поэта   о войне.

    Категория: Мои файлы | Добавил: malichka-5
    Просмотров: 1684 | Загрузок: 50 | Рейтинг: 0.0/0
    Конкурс
    Диплом 3 степени

    Конкурс
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
    Участник
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
    Банк сайтов
    Банк Интернет-портфолио учителей
    Награда сайта

    Методичка
    Metodichka.org Каталог образовательных ресурсов
    Посещения
    Фраза дня
    Погода
    Результат рейтинга
    Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
    Любавушка
    Именины
    Кнопка сайта

    Сайт Четверниной Ольги Григорьевны © 2025