Слайд 1….
«Стихи о
войне»
Открытый
урок
внеклассного
чтения
8класс
Учитель: Четвернина
О.Г.
Урок -
мастерская
Б.Окуджава
«Песенка о Лёньке Королёве».
Слайд 2 Целевое назначение:
1.Познакомить
с авторской песней Б.Окуджавы «Песенка о Лёньке Королёве».
2.Развивать
способность эмоционально откликаться на прочитанное,
чутко относиться к поэтическому слову.
3. Воспитывать
любовь к Родине, чувства уважения и благодарности к её защитникам.
4.Развивать
творческие способности учащихся.
Оборудование: мультимедиа, запись песен
Б.Окуджавы, В.Высоцкого; «Толковый словарь» С.Ожегова, портрет Б.Окуджавы.
Ход урока
Слайд3. Если мы войну забудем –
вновь придёт война.
1.
Организационный момент.
2.
Исполнилось 65 лет со Дня Победы
советского народа над фашистской Германией. Этот праздник мы отмечаем ежегодно.
Ø Почему взрослые вспоминают войну?
Все говорят, что это
тяжёлое, плохое, страшное время, значит, его надо поскорее забыть.
(Есть в жизни вещи, которые человек забывать не должен и не может.
Обратимся
к Слайду 3. Чтение эпиграфа урока:
Если мы войну забудем – вновь придёт война.
1 . Индукция.
Чтение учителем
стихотворения.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв – и умирает друг,
И смерть опять проходит
мимо.
Сейчас
настанет мой черёд,
За мной одним идёт охота.
Будь проклят сорок первый год
И вмёрзшая в снега пехота.
Это о тех,
кто погиб, выполняя свой солдатский
долг, долг защитника Отечества, родного дома.
2.Самоконструкция.
Напишите
слова-ассоциации, которые возникают у вас при слове «война».
Подберите к данным словам
определения и другие слова, чтобы получились словосочетания.
ü Обмен мнениями в группе, в результате
записи дополняются.
ü Выбор лучших работ в группе.
3.Социоконструкция.
·
Я
попрошу озвучить свои записи.
(Если
две группы, то читают 2 человека, а если 3 группы, то читают три человека.)
·
Ребята
из других групп могут записать словосочетания, каких у них нет.
(Суровое время, страшная година испытаний, голодное детство, кровавый
снег, погибшие в бою, пал смертью храбрых, похоронка ,
людская память и т. д.)
Слайд 4
«Пусть всегда будет солнце»,
«Мы не хотим войны»,
«Мы помним, мы гордимся»
Ø По данным темам напишите мини-сочинение.
Ø Чтение сочинений-миниатюр.
4.Социализация.
Война –
жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война –
святее нету слова.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Булата Окуджавы. (Портрет Б.Окуджавы на
доске)
Рассказ подготовленного ученика о
Б.Окуджаве.
Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая
1924 году в Москве в семье профессиональных
партийцев. В 1934 г. вместе с
родителями переехал в Нижний Тагил, туда отец был направлен первым секретарём
горкома партии.
В 1937году
родители были арестованы, отец
расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. Булат Окуджава возвратился в
Москву, а в 1940 г. переехал к родственникам
в Тбилиси. В школьные годы трудился рабочим, в 1942г. добровольцем ушёл
на фронт. Воевал на Северокавказском фронте, был ранен. В 1945 году
мобилизовался, поступил на филологический факультет, окончил его в 1950году, по
распределению работал учителем в деревне
Шамордино Калужской области, затем в
Калуге, там он регулярно печатался в местных газетах. Первая книга стихов вышла
также в Калуге.
Булат Окуджава – автор нескольких
сборников автобиографических рассказов и
повестей, нескольких романов, сценариев и пьес.
Первые песни Окуджава сочинил ещё во
время войны. Но исполнять свои песни начал только в 1956году, в 60-е годы его песни стали звучать и в кинофильмах. Песни Окуджавы были
недоброжелательно встречены в высших
кругах, но победила любовь многочисленных
почитателей поэта, так что последние годы жизни он прожил триумфально.
Скончался Окуджава в Париже, похоронен в
Москве на Ваганьковском кладбище –
12 июня 1997г.
В 1998 году учреждена Государственная премия
имени Булата Окуджавы в области литературы.
В Переделкино, под Москвой, открыт дом-
музей поэта. Он написал более 800
стихотворений и почти 200 из них - авторские песни.
Произведения Б.Окуджавы переведены на
множество языков и изданы во многих странах мира.
Слово учителя.
Действительно, песни Окуджавы знают все:
и старшее поколение и младшее. Многие
из них известны по кинофильмам. Например, такие, как «Здесь птицы не поют» из
кинофильма «Белорусский вокзал», песни «Ах, война, что ты сделала, подлая?», «В
нашем доме война отгремела» и другие.
Слайд 5
( Портрет Б.Окуджавы, звучит песня «Здесь птицы не поют».)
Сегодня мы остановимся на авторской песне Б.Окуджавы «Песенка о Лёньке Королёве».
В ней
встретятся слова, которые потребуют
предварительного объяснения.
Радиола
Всемогущий Как вы понимаете значение этих слов?
Мессершмиты
Дети: высказывают своё мнение,
предположения
Учитель:
словарь Ожегова даёт
нам следующее толкование этих слов.
Слайд
6 Словарная работа
Радиола – проигрыватель для пластинок,
соединяющий в себе и радио.
Всемогущий – тот , кто всё может.
Мессершмиты – фашистские военные самолёты.
Учитель: А
кого обычно называют королём? Какое отношение он может иметь к войне?
(Это
человек, который управляет страной. Он
защищает свою страну. Может вступить в бой за свою страну. Король может воевать, защищать свою страну.)
Работа с
текстом
Учитель: Давайте теперь прочитаем стихотворение
вместе и представим себя жителями маленького московского двора.
1.Чтение стихотворения учителем.
Слайд 7.
1-е
четверостишие:
Во дворе,
где каждый вечер
Всё играла
радиола, где пары танцевали, пыля,
Ребята
уважали очень Лёньку Королёва
И присвоили
ему званье короля.
Анализ стихотворения
Ø Какое время описывает рассказчик?
(Довоенное время.)
Ø О чём
узнаём из четверостишия?
(Мы узнаём о жизни людей до
войны.)
Ø Кто
он, сам рассказчик?
(Это житель двора или человек, живущий по соседству).
Ø Что было символом, приметой московского дворика?
(Танцы под
радиолу.)
Ø Жил во дворе Лёнька Королёв. За что
его прозвали королём?
(Его могли так назвать по фамилии. Могли и за то, что он всех защищал и
всем помогал, если нужно.)
Ø Как все к нему относились?
(«Все ребята уважали очень Лёньку
Королёва
И присвоили ему званье короля…»).
Ø За что его могли уважать?
(Ответы детей).
Ø С каким настроением нужно читать эти
строки?
(С настроением светлого воспоминания.)
Ø Что мы узнали о Лёньке? Каким он был
человеком?
(Всемогущим, благородным.)
Ø Почему автор говорит о Лёньке: «король, как король»?
(Таким и должен был быть король
в его представлении.)
Ø Что значит «царственная рука» в
понимании Окуджавы?
(Верная рука.)
Ø «И спасти король мог не только ребят своего двора». С
каким настроением мы будем читать эту
строфу?
(С бодрым, серьёзным,
поучительным.)
Слайд 8 Чтение строфы
учащимися
Но однажды, когда мессершмиты, как вороны,
Разорвали на рассвете тишину,
Наш король, как король, он кепчонку,
как корону,
Набекрень, и пошёл на
войну.
Ø
Что случилось на рассвете
июльским утром 1941 года?
(Началась война.)
Ø
Прочитайте строки, описывающие начало войны.
(«Мессершмиты, как
вороны,
Разорвали на
рассвете тишину…»)
Ø
Как поступил тогда
Лёнька? Прочитайте.
(«Наш король, как
король,
Он кепчонку, как
корону, набекрень-
И пошёл на войну…»)
Ø
Вновь повторяется строка
«король, как король». Почему?
(Настоящий король
должен защитить свою страну, и Лёнька это сделал так, как будто он каждый день
отправлялся на войну. Будто это и не
подвиг, а обыденное будничное дело.)
Ø
Только это не совсем обычный король. Что он носит
на голове?
-Вместо короны у
него кепчонка.
Ø
Как он надел свою
кепчонку?
- Он надел её
Гордо, как корону.
Ø
Он надел её набекрень, то есть набок, может, чтобы
других успокоить, что вот, мол, ничего
страшного. В первые же дни войны отправился Лёнька на фронт. Он не ждал, когда его вызовут повесткой, - пошёл
сам защищать свою страну. С каким чувством, настроением будем читать эту
строфу?
-С серьёзным,
тревожным голосом: нужно передать состояние готовности.
Чтение строфы учащимися.
Слайд 9
Чтение 4-й строфы
Вновь играет радиола, снова солнце в зените,
Да некому оплакать его
жизнь,
Потому что тот король
был один( уж извините),
Королевой не успел обзавестись.
Ø
Как автор говорит о
гибели Лёньки?
-«…Вновь играет
радиола,
Снова солнце в
зените,
Да некому оплакать
его жизнь…»
Ø
Это значит, что когда
вновь наступил мир, Лёнька не вернулся.
Мы узнаём, что
Лёньку некому оплакать. За эти строки песню Булату Окуджаве очень долго не
разрешали печатать и исполнять песню на эти стихи. Чиновникам не нравилось, что
Окуджава сказал о том, что героев некому вспомнить. Ведь если честно, мы
вспоминаем о них раз в году. А о
скольких мы ничего не знаем! И только ,
может быть, вот такие стихи заставят нас вспоминать о них чаще. С каким
настроением нужно читать эту строфу?
-С печальным настроением, грустным:
голосом нужно передать состояние потерянности.
Слайд 10
Чтение 5-й строфы
Потому что на войне,
хоть и правда стреляют,
Не для Лёньки сырая земля.
Потому что (виноват), но Москвы не представляю
Без такого, как он, короля.
Ø
Почему о таких ребятах
нужно помнить, ответ мы найдём в последней строфе. Какими чувствами наполнены эти строки?
Слайды
11, 12, 13.
-Это чувство ожидания,
чувство надежды, чувство грусти.
Ø
Как вы понимаете
последние две строки?
-Старая Москва уже
не будет прежней без таких ребят, как Лёнька. Мы должны быть достойны их
памяти, стараться походить на них.
Сейчас вы
перечитаете стихотворение целиком. В каком темпе вы будете читать? Нужно ли
читать слишком громко?
-Нужно читать не
быстро, но и не медленно: в спокойном темпе. Но так, чтобы все услышали.
(Чтение песни).
Ø
Согласны ли вы , что
здесь есть ощущение мира, в котором жили люди? Сохранился ли он?
-Война разрушила
этот мир.
Ø
Почему автор решил
рассказать нам о Лёньке Королёве?
-Мы должны помнить
тех, кто победил в этой страшной войне. Даже если мы не знаем их имён.
Ø
Какие чувства он передал
читателям?
-Чувство грусти и
печали о тех, кто уже не придёт никогда. Чувство гордости за таких ребят, как
Лёнька Королёв.
Слайд
14(Звучит песня в исполнении автора)Слайды 15-20.
Рефлексия
1.Чтение наизусть
стихотворения А.Твардовского «Я знаю, никакой
моей вины…» (ученик)
2.О чём вы думали,
слушая стихотворение?
-Как жаль, что мы
ничего не можем сделать, чтобы вернуть погибших. В этом нет нашей вины, но
всё-таки очень жаль.
Слайды
21- 33.
Ø
Идея этого стихотворения – наш вечный долг перед теми, кто ценою своей жизни
отстоял мир. Идея – вечная память
погибшим и преклонение пред их подвигом: ведь честная гибель на войне
при любых обстоятельствах – подвиг, это принесение в жертву себя ради мира, в котором
будут жить другие.
Д.З.
Выучить стихотворение любого поэта о
войне. |