Пояснительная
записка
Программа
способствует реализации важнейших
целей литературного образования : воспитывать любовь к чтению ,
приобщение учащихся к богатствам
отечественной литературы ,
формировать собственные эстетические вкусы и
потребности, воспитывать у учащихся духовные ценности.
Программа рассчитана на 3 года.
В
дополнение к общим
базисным умениям и
навыкам реализация
предлагаемой программы в образовательной практике
позволит учащимся развивать
следующие умения:
·
представлять жизнь писателя
или поэта в широком
историко – литературном контексте;
·
анализировать произведения;
·
применять различные
способы интерпретации
лирических произведений;
·
работать
с литературно-критическим материалом ;
·
рецензировать прочитанные
произведения, отмечая и
учитывая особенности писательского мастерства.
Задачи:
·
- расширить жизненный опыт
школьников;
·
-вовлечь
в соответствующую их
интересам среду ;
·
-развить
общий творческий потенциал
и специальные литературно-творческие способности;
·
-обогащать эмоциональный мир учащихся
нравственными переживаниями и
формирование у них нравственных
чувств;
·
-побуждать учащихся
задуматься о смысле
жизни, о добре
и зле.
В литературном
кафе могут заниматься все
дети, проявляющие интерес
к литературе.
В кафе они
имеют возможность познакомиться
с творчеством любимых
поэтов и писателей.
Занятия
в литературном кафе
способствуют идейно-эстетическому воспитанию
и развивают культуру
чтения художественных произведений.
Несмотря
на то, что
теперь у школьников много других
привлекательных занятий :
ТВ , видео,
компьютер, интернет -живое общение
с книгой остаётся незаменимым.
Круг обсуждаемых проблем в
литературном кафе широк:
размышления о судьбах людей,
о
творчестве писателей и поэтов,
о невидимом духовном
мире человека,–в эти
проблемы
органично
вписываются стихи об
источниках любви , доброты и
сочувствия.
Воспитательная работа в
школе совсем недавно
пополнилась совершенно новым
направлением - духовным совершенствованием юного
поколения.
Это не просто
формирование «хорошего человека»,
это трудный путь
постижения вместе с
детьми глубинных, внутренних
связей мироздания, единства
материального и метафизического, тела и
души , путь восхождения к неоспоримо
высокому, дающему надежду
на преодоление той
нравственной болезни, которая,
поразив общество, ведёт к гибельному для цивилизации катаклизму. В
России исторически сложилась система духовно-нравственного воспитания,
основывавшаяся на «едином воспитательном пространстве»: не показном,
а реальном и очень
крепком содружестве семьи
и школы, которое базировалось
на православных канонах христианских ценностных ориентациях.
В духовно-нравственном воспитании
используем одно из
действенных
средств-произведения наших современных авторов, живущих
с подростками в одну эпоху,
переживающих одинаковые сомнения
и трудности, пытающихся
познать скрытую от
глаз истину, знание
о которой даёт силу противостоять
окружающему злу.
Цель
литературного кафе:
приобщить к искусству слова, к богатству русской
классической и современной литературы, развивать творческие способности
учащихся, художественное восприятие окружающего мира, побудить учащихся
задуматься о смысле жизни, о добре и зле.
ГИМН
Всегда
есть свет,
Всегда
есть гости,
Всегда в «Щенке» звучат
стихи.
Мы предлагаем чай- не
кости
И отпускаем всем грехи.
Здесь нет тоски и нету горя,
Здесь веселятся от души.
В кафе идут играть и
спорить,
А если хочешь, то стихи
пиши.
Забудем беды и ненастья
И в наш «Щенок»
придём мы вновь.
Мы выпьем чай за наше
счастье,
Да будет вера, дружба и
любовь.
1
занятие
1.
Посвящение в члены кафе.
2.Д.Гранин «
Милосердие».
« И в
самом деле, что же это с нами происходит? Как мы дошли до того, как из
нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие….»
·
Цель:
побудить учащихся задуматься
о смысле жизни, о добре и зле,
воспитывать уважение к человеку, пробуждать милосердие к людям.
Д.Гранин. О милосердии. с.130.
3. Видеофильм «Письмо солдата к Богу».
2
занятие
«Россия – Родина моя».
1.Знакомства
с поэтом Мстиславом Бенько. «Берёзка».
Цель:
познакомить с личностью поэта, воспитывать любовь к поэзии, развивать речь
учащихся. Формировать нравственное сознание, чувства и поведение, воспитывать
любовь к Родине, к близким, к семье.
3
занятие
1.В. Белов
«Мальчики».
Цель:
познакомить с жизнью и творчеством писателя, воспитывать любовь и сострадание к
человеку, любовь к своей семье, развивать творческие способности учащихся.
2Видеоролик «Отец и сын».
4
занятие
1.Природа
родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов.
Цель:
познакомить учащихся с писателями и поэтами Зауралья, воспитывать любовь к
природе, к своему краю, родному селу, развивать творческие способности
учащихся.
5
занятие
1.«Люблю
тебя, район Целинный».
Цель:
познакомить учащихся с поэтами Целинного района, воспитывать любовь и уважение
к талантливым людям нашего района, развивать творческие способности учащихся.
2.Видеоролик «с.Целинное».
6
занятие
1.«Остановка:
весна!» (О творчестве лучших представителей бардовской песни).
«Давайте в сердце поэзию впустим». с. 108 -126.
2.Литературная игра «Крестики – нолики».
«Лит. композиции». с. 431 – 440.
7
занятие
1.«На любовь
своё сердце настрою»…
Булат Окуджава «Бумажный солдат».
Цель:
познакомить с жизнью и творчеством Б. Ш. Окуджавы, воспитание душевной теплоты,
любви к поэзии.
Я вообще-то
счастливый человек,
Несмотря ни на что…
Моя жизнь была интересной.
Я делал то, что хотел.
Б. Окуджава
«Литературные вечера» (стр. 65-73).
8
занятие
1.«Поверьте
мне: я чист душою…» (Н.Рубцов).
«Давайте в сердце поэзию впустим!» с.79
2.Просмотр и обсуждение видеофильмов о Н.Рубцове.
9
занятие
1.«Распалась
связь времён…»
А. И. Солженицын «Пасхальный крестный ход» и Г. А.
Петрова «Крестный ход».
Цель:
помочь
учащимся понять истоки высокой духовности и нравственной силы, определить
возможности каждого человека в обретении этой духовности, проанализировать
причины бездуховности, развивать творческие способности учащихся.
10
занятие
1.«Искра
совести и искра разума…» по рассказу Ф. Искандера «Сон о боге и дьяволе».
Цель:
приобщить учеников к духовной культуре, определить понятие «Бог», как
средоточие разума и совести, определить место совести в иерархии
общечеловеческий ценностей и закрепление её приоритетов в сознании учащихся,
развивать творческие способности у учащихся.
11
занятие
1.Владимир
Максимов «Звезда Адмирала Колчака».
Цель:
познакомить учащихся с личностью А. В. Колчака, воспитывать у учащихся
великодушие, прямоту и мужество, бескорыстие и душевную целомудренность, веру в
Россию.
…И здесь и там между рядами
Звучит один и то
же глас:
Кто не за нас,
тот против нас!
Нет
безразличных! Правда с нами!-
А я стою один
меж них
В ревущем
пламени и дыме.
И всеми силами
моими
Молюсь за тех и
за других.
М.
Волошин
12
занятие
1.Прошлое
нужно помнить и уважать… «Московская сага» В. П. Аксёнова.
Цель:
познакомить учащихся с произведением, воспитывать уважение к прошлому нашей
Родины, развивать творческие способности учащихся.
13
занятие
1.«Душа
обязана трудиться…». Поэзия Юлии Друниной.
Цель:
рассказать о поэтессе Друниной, прошедшей санитаркой всю войну и сохранившей о
ней память на всю жизнь, воспитывать уважение к поколению, юность которого
проходила испытания на зрелость, на фронтовых дорогах ВОВ.
Кто говорит, что
на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
14
занятие
1.Творчество
В. Потанина «Приезд к матери».
Цель:
познакомить с творчеством В. Потанина, воспитывать любовь к природе, к
семье, строится на любви, на вере, на
свободе, на полном доверии перед лицом Божием, развивать творческие способности
учащихся.
Всякая настоящая семья возникает из любви и даёт
человеку счастье. Научить детей любви, родители могут лишь в том случае, если
они сами в браке умеют любить.
15
занятие
1.«И вся
земля была его наследством» (Б.Пастернак).
Лит.композиции. с. 83 – 92.
16
занятие
1.
«Ваш
– через сто лет» (М.Цветаева).
«Давайте в сердце поэзию впустим!» с. 14 -78.
2. Просмотр
видеофрагментов.
3. Игра
«Вопрос – ответ».
17
занятие
1. Игра «Литературное поле чудес». Итоговое занятие.
Цель:
подведение итогов за год, развивать творческие способности учащихся.
«Лит. композиции» с.440.
|