Василий Макарович Шукшин
Годы жизни: 1929 - 1974. Русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист. Талантливых
писателей много, но лишь некоторым из них удалось создать персонажей,
заживших собственной, отдельной от автора жизнью: Д`Артаньян Александра Дюма, Швейк Ярослава Гашека, ильфо-петровский
Остап Бендер. Ещё меньше тех писателей, кому удалось прославить не
конкретного персонажа, а определённый типаж. В отечественной литературе
можно вспомнить, в первую очередь, «тургеневских девушек», а сразу после них идут «шукшинские чудики». Ярче
всего этот образ (извините за бездушный штамп из учебника литературы)
проработан в одноименном рассказе. «Чудик обладал одной особенностью: с
ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и
дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные».
Дальше мы узнаём, какие это истории. Вот Чудик находит в магазине
купюру, отдаёт продавцу, а потом понимает, что сам же и потерял эти
деньги, но потребовать их назад не может – боится, что обвинят в
нечестности. Вот диктует поэтичную телеграмму, но натыкается на
откровенное хамство телеграфистки. Вот пытается разговорить в самолёте
мрачного собеседника, но опять же не получает взамен ничего, кроме
грубости. Вот пытается сделать доброе дело сварливой жене брата –
разрисовать забавными картинками детскую кроватку, конец опять же
предсказуем. Думаю, с каждым из нас (и не раз) случались подобные
истории, так что мы легко можем представить себя на месте героя. Другой
важный момент: герой попадает в досадные истории вовсе не из-за
глупости, а из-за того, что не может найти общего языка с окружающими,
не знает простого правила: «с волками жить – по-волчьи выть», что на
хамство надо отвечать хамством или просто молчать в тряпочку, а
договариваться с такими людьми бесполезно. Наконец, Чудик – мечтатель, и
причина этого, скорее всего – прозаическая повседневность, совершенно
не творческая работа киномеханика, перспективы карьерного роста и
надежды на смену обстановки также весьма сомнительны. Словом, при всей
своей кажущейся необычности, незаурядности этот персонаж скорее типичен. В
других рассказах Шукшина такие же «обычные оригиналы» на последние
деньги покупают ненужный им по сути научный прибор («Микроскоп»),
рассказывают байки о встрече с Гитлером («Миль пардон, мадам»), пытаются
искать справедливость там, где её нет и быть не может («Обида»),
берутся за перо, чтобы неумело выразить внезапно нахлынувшие чувства
(«Раскас»). В некоторых случаях это чудачество заканчивается трагично:
главный герой рассказа «Обида» подвергается избиению, погибает лесник,
неосмотрительно доверившийся преступнику («Охота жить!»). «Добрым и
справедливым быть неуютно и опасно, но им всё-таки нужно быть» – эта
мысль прослеживается за всеми рассказами о «чудиках». Замечу, писал
Шукшин в 60-70-е годы – период, который традиционно считается самым
спокойным в истории нашей страны. Нет уже того времени и той страны, но
«чудики» живы до сих пор – даже в наше прагматичное время.
|