Сайт Четверниной Ольги Григорьевны
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 22.06.2025, 21:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Добро пожаловать!
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Интересно [9]
Статьи коллег [1]
Литература [8]
Юбилей [1]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 222
Наше содружество
Программы
Статистика посещен
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
[ Кто нас сегодня посетил ]
Проверка
Интересные сайты
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • <
    Поделиться
    Поиск
    Главная » Статьи » Интересно

    Портрет А.С.Пушкина
    ПОРТРЕТ Александра Сергеевича Пушкина

    История написания портрета Александра Сергеевича Пушкина


    Тип „домашнего", непринужденного изображения полюбился москвичам, и они, часто заказывая Василию Андреевичу Тропинину свои портреты, просили написать их просто, такими, как они есть, в халате.
    Именно такая задача была поставлена перед Тропининым заказчиком знаменитого портрета Александра Сергеевича Пушкина. История портрета имеет несколько версий, по-разному передавали ее очевидцы и современники50.

     Мы будем придерживаться версии, приведенной в статье Рамазанова со слов Н. В. Берга. Согласно ей, портрет был написан по собственному желанию Александра Сергеевича для подарка С. А. Соболевскому, который хотел иметь изображение своего друга -„домашнего, обыкновенного, каким он был всегда, непричесанного и неприглаженного".
     По обыкновению своему для первого знакомства с Пушкиным Тро-пинин пришел в дом Соболевского, где тогда жил поэт. Художник застал его в маленьком кабинете возившимся со щенками. Тогда же и был, видимо, написан по первому впечатлению, которое так ценил Тропинин, маленький этюд. Долгое время он оставался вне поля зрения исследователей.
    Только почти через сто лет, в 1914 году, его опубликовал Н. М. Щекотов, который писал, что из всех портретов Александра Сергеевича он „наиболее передает его черты... голубые глаза поэта здесь исполнены особенного блеска, поворот головы быстр, и черты лица выразительны и подвижны.
    Несомненно, здесь уловлены подлинные черты Пушкина, которые по отдельности мы встречаем в том или другом из дошедших до нас портретов. Остается недоумевать,—добавляет Щекотов,—почему этот прелестный этюд не удостоился должного внимания издателей и ценителей поэта". Объясняют это сами качества маленького этюда: не было в нем ни блеска красок, ни красоты мазка, ни „оконченное™" живописи. И Пушкин здесь не народный „вития", не „гений", а прежде всего человек.
     И вряд ли поддается анализу, почему в однотонной серовато-оливковой гамме, в торопливых, будто случайных ударах кисти почти невзрачного на вид этюда заключено такое большое человеческое содержание. Перебирая в памяти все прижизненные и последующие портреты Пушкина, этот этюд по силе человечности можно поставить рядом лишь с фигурой Пушкина, вылепленной советским скульптором А. Матвеевым. Но не эту задачу ставил перед собой Тропинин, не такого Пушкина хотел видеть его друг, хотя и заказывал изобразить поэта в простом, домашнем виде.
    Царственна свободная поза поэта, вдохновенно прекрасное лицо. Сдержанная колористическая гамма чужда какому-либо самостоятельному любованию красочными сочетаниями. Цвет в это время понимается художником как эмоционально-смысловое выражение образа. Он локален и вполне определенен. В портрете Пушкина это сочетание глубокого синего и коричневого — красок бескрайних просторов и земли.
    Идея портрета была выражена художником в карандашном эскизе. Характерна сама форма рисунка, очень беглого, незаконченного, который вместе с тем дает необычайно цельное выражение мысли художника. Гармоническое изящество штриха, то неуловимо тонкого, то почти скульптурно объемного и плотного по своему непринужденному совершенству, можно сравнить с очарованием пушкинского стихотворного ритма.
    Ход работы над портретом Пушкина характерен для творчества художника: от первого острого впечатления, подсказанного натурой, в этюде — к идее портрета, выраженной в карандашном эскизе. И затем уже к большому холсту, где происходит соединение идеи с действительностью, в заключение чего произведение окончательно завершается сеансами работы с натуры, во время которых прописываются окончательно лицо и руки.
    Для этого, по свидетельству современников, Пушкин приходил в мастерскую Тропинина на Ленивку. Величайшая заслуга Тропинина и его мастерства заключалась в том, что художник в окончательном портрете не уронил идеал и одновременно сохранил живое ощущение натуры. „Сходство портрета с подлинником поразительное"бз,— писал по окончании его Полевой, хотя и отмечал недостаточную „быстроту взгляда" и „живость выражения лица", изменяющегося и оживляющегося у Пушкина при каждом новом впечатлении.
    Работая над портретом, Тропинин понимал всю ответственность свою перед народом, перед будущим. Спустя много лет, в течение которых портрет, украденный у его владельца Соболевского, был неизвестен публике, художник вновь увидел его запыленным и попортившимся. Однако подновлять его Василий Андреевич наотрез отказался. Он только бережно вымыл полотно и покрыл его свежим лаком, говоря, что не может коснуться кистью того, что было написано в молодые годы, в присутствии самого Пушкина, под живым впечатлением от встреч и бесед с ним.
    Портрет А. С. Пушкина является высшим достижением в творчестве Тропи-нина 20-х годов. Ни в одном другом его произведении не проявилась такая сила реалистического искусства, такое общественное звучание образа, ни в одном из них не выражен с такой исчерпывающей полнотой идеал человека эпохи декабристов — эпохи общественного и политического подъема в России.
    В работе над портретом Пушкина последний раз встречаются Тропинин с Кипренским, хотя встреча эта происходит не воочию, а спустя много лет в истории искусств, где, как правило, сопоставляются два портрета величайшего русского поэта, созданные одновременно, но в разных местах — один в Москве, другой в Петербурге. И теперь эта встреча уже не учителя и его последователя, но встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров.
     Хоть и оспаривают почитатели Кипренского художественные преимущества его романтического портрета, где Пушкин представлен „в виде гения", но народность и демократизм образа на стороне Пушкина тропининского. Так в этих двух портретах отразились два направления, сосредоточенные в двух столицах. И критики впоследствии будут писать, что Тропинин явился для Москвы тем, чем был Кипренский для Петербурга.






    Источник: http://Интернет
    Категория: Интересно | Добавил: malichka-5 (12.06.2013) | Автор: Ольга
    Просмотров: 709 | Рейтинг: 5.0/1
    Конкурс
    Диплом 3 степени

    Конкурс
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
    Участник
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
    Банк сайтов
    Банк Интернет-портфолио учителей
    Награда сайта

    Методичка
    Metodichka.org Каталог образовательных ресурсов
    Посещения
    Фраза дня
    Погода
    Результат рейтинга
    Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
    Любавушка
    Именины
    Кнопка сайта

    Сайт Четверниной Ольги Григорьевны © 2025