Сайт Четверниной Ольги Григорьевны
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Суббота, 20.04.2024, 02:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Добро пожаловать!
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Интересно [9]
Статьи коллег [1]
Литература [8]
Юбилей [1]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Наше содружество
Программы
Статистика посещен
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
[ Кто нас сегодня посетил ]
Проверка
Интересные сайты
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • <
    Поделиться
    Поиск
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Семинарские занятия
    Семинарские занятия

    Современного учителя все более интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из богатого арсенала методов обучения те, которые побуждали бы активно овладевать знаниями и умениями. Беспокоят эти вопросы и нас, учителей литературы. Исходя из задач, которые ставит время перед школой, самостоятельная работа учащихся становится одним из  основных путей к тому, чтобы подготовить вдумчивых читателей, любящих и умеющих взять от литературы все, что она может дать в познавательном и воспитательном отношении.

    Большой опыт работы с учащимися старших классов убедил меня в эффективности проведения семинаров. Специфика семинара заключается в том, что он является практическим занятием, рассчитанным на их максимальную самостоятельность. Семинары дают возможность каждому ученику принять активное участие в обсуждении, высказать свои мысли и отношение к произведению, к отдельным героям с точки зрения нашего современника. На семинарах и при подготовке к ним старшеклассники овладевают формами самостоятельной работы: составляют тематические и библиографические карточки, оформляют книжные выставки, учатся разным приемам работы с книгой, с художественным произведением, пишут доклады и рецензии, рефераты и аннотации. Семинар – качественно новая форма дифференцированного обучения, при которой сохраняются все особенности школьного урока и создаются дополнительные условия для индивидуализации и повышения роли творческой работы школьников.

    При тематическом планировании намечаю семинарские занятия, что позволяет заранее сориентировать на них учащихся, подобрать необходимую литературу. Чтобы успешно провести семинар, за 3-4 недели до урока – семинара на стенде «Скоро на уроке» вывешиваю название темы, указываю художественную литературу, произведения, которые предлагаются для обязательного чтения.

    К произведениям даются вопросы, направляющие чтение. В кабинете постепенно накапливаются материалы для самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, папки с вырезками из газет и журналов по теме.

             Кроме того, в кабинете оформлен стенд «Учись учиться», на котором даются рекомендации по составлению конспектов, советы выступающему.

             Непосредственно перед уроком организуется выставка, предназначенная для ознакомления учащихся с писателем и его творчеством: экспонируются произведения писателя, отдельные статьи и исследования о нем, портреты и  иллюстрации к произведениям, библиография, где указываются доступные для учащихся литературоведческие и критические работы по соответствующей  теме.

    Подготовка учителя к семинару начинается с определения темы занятия. Целесообразно выбирать темы, которые систематизируют и обобщают знания, полученные в ходе изучения литературного произведения, поднимают мировоззренческие, нравственные проблемы. Определяя темы семинара, помню: какой бы актуальной, интересной не была тема, она сама по себе не приводит к успеху занятия. Если школьнику интересно, и он принимает активное участие в обсуждении предлагаемых проблем только тогда, когда ему есть что сказать, когда он имеет знание, умеет вести диалог, спор.  

     

             Девизом любого семинара могут стать слова Белинского, с которыми он обратился к критикам: «Пусть каждый выскажет свое мнение, не беспокоясь о том, что другие думаю не так, как он. Надо уметь слушать других. Надо иметь терпимость к чужим мнениям. Нельзя заставлять всех думать одно». А скажет ли ученик то, что думает при обсуждении проблемы, даст ли объективную оценку работы товарища, зависит не от темы, а от системы сложившихся отношений учителя и учеников

             В своей практике я провела много семинарских занятий. Их темы не выходят за рамки школьной программы, однако они ориентируют учащихся на самостоятельную работу, которая развивает интерес художественной и научной литературы, к другим видам искусства.

             При подготовке к семинарам большую роль играют опережающие задания учащихся. Они позволяют ученику, прочитав все произведение, сосредоточить свое внимание на решении одного вопроса. Как правило, в работе принимают участие все ребята.

             Особенно удачные семинары, которые позволяют организовывать и индивидуальную, и коллективную работу класса. Все учащиеся делятся на несколько групп во главе с учениками – консультантами, обладающими необходимыми навыками анализа и самостоятельного подхода к оценке произведения, организаторскими способностями и чувством ответственности. Ученики – консультанты во время подготовки к семинару получают необходимую помощь от учителя. Варианты опроса при этом могут быть различны.

             Как известно на изучение творчества А.Н.Толстого отводится немного времени. Так как же организовать изучение замечательного романа «Петр Первый»?

             Опыт показывает, что удачной формой в этом случае становится урок семинар: «Работа А.Н.Толстого над языком художественного произведения и мастерство писателя».

                                План.

    1.     А.Н.Толстой о писательской работе над языком и стилем.

    2.     Авторские отступления в романе «Петр Первый».

    3.     Диалог и полилог к роману «Петр Первый».

    Распределяю вопросы по группам учащимся (в соответствии с дидактическим принципом посильности и доступности). Учащиеся выбирают докладчиков, содокладчиков, оппонентов. Назначаю день, когда ученики приходят на консультацию, где при моей помощи могут разрешить свои трудности в работе над полученным заданием. В конце семинара, отметив активность ребят, их творческий, исследовательский подход, возвращаюсь к художественному тексту и обобщаю сказанное на уроке. Хотя в центре урока – семинара находится самостоятельная работа учащихся над текстом, я углубляю сказанное учениками, «связываю» в единую цепь их ответ.

             Специфика урока – семинара в том, что это практическое занятие рассчитано на максимальную самостоятельность учащихся. Как мы стремимся к этому, хочется показать на примере организации семинара по творчеству С.Есенина в XI классе. Опыт показывает, что ученики ждут изучения этой темы, творчество поэта им кажется знакомым и простым. Задача учителя – изменить такое  представление, поэтому очень важен отбор произведений для итогового семинара и тематика сообщений. В своей практике я рассмотрела темы: «Природа в стихах Есенина», «О братьях наших меньших». Учащиеся сами составляли группы с учетом знаний, индивидуальных особенностей и межличностных отношений. Как правило, группы состоят  из учеников хорошо подготовленных, средних и слабых. Требования к сообщениям каждой группы таковы: сообщение должно полно и лаконично раскрывать тему. Каждый отвечающий должен знать 2-3 стихотворения поэта наизусть. При ответе желательно использовать наглядные материалы (портреты, иллюстрации, плакаты), технические средства. Оформить свое выступление. Формы сообщений разные: рассказ ведущего ученика и выступление чтецов, композиция, монтаж.

    Ученики должны сделать анализ 1-2 стихотворений С.Есенина, сообщить историю создания отдельных произведений или цикла стихов, обратиться к литературным связям поэта, привести интересные факты его биографии, относящиеся к теме.

    Каждой группе рекомендуется  статьи и книги о творчестве С.Есенина, чтобы помочь учащимся, даю примерные списки стихотворений к каждой теме. Так, к теме «Природа в стихах С.Есенина» называю произведения «Я по первому снегу бреду», «Осень», «Сыплет черемуха снегом», «Зеленая прическа», «Отговорила роща золотая», «Белая береза».

    К теме «О братьях наших меньших»: «В хате», «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке», «Собака Качалова». Когда ученики готовятся к семинару, провожу групповые и индивидуальные консультации для тех, кто получил индивидуальные задания, анализ отдельных наиболее трудных стихов поэта, учу  выразительному чтению.

    Обычно семинару предшествует небольшая вводная лекция или вступительное слово учителя о целях и задачах семинара.

    Семинар стремимся проводить в праздничной обстановке: оформляем класс (портреты, иллюстрации, высказывание о поэте, выставка книг), подбираем магнитофонные записи и грамзаписи. После каждого выступления класс кратко записывает выводы докладчиков. В ходе семинара стараюсь вызвать желание поспорить по наиболее острым вопросам. Завершается семинар заключительным словом, в котором подводятся итоги работы, называются оценки. В работе использую письменные анкеты, выясняющие мнение учеников о прочитанном. Анкеты можно использовать на семинаре во вступительном слове учителя, в докладах и во время диспута.

     

    К уроку-семинару на стенде, кроме памятки о семинаре, плана, иногда помещаю еще и биографическую справку о писателе, обязательно список литературы для подготовки к семинару.

    В практике школы сложилось несколько типов семинарских занятий: семинар-беседа, семинар-диспут, семинар-практикум, семинар-консультация. Конечно, эти названия условны: семинар-беседа немыслим без монолога, семинар-конференция без элементов беседы, диспута. Однако название подчеркивает, какая форма организации учебного материала доминирует. Одна структура семинара и форма общения, если выносится на обсуждение статья Добролюбова «Луч света в темном царстве»: это семинар-беседа. Другая форма, если проводится семинар-практикум на тему «Новаторство Маяковского». И  третья - для диспута на тему «Проблемы нравственного выбора в романах Ю.Бондарева». в романах «Берег», «Выбор», «Игра» поднимаются проблемы века: война и мир, духовность и практицизм, ответственность человека за происходящее на земле и равнодушие. Поставленные автором проблемы полемичны. Поэтому был выбран семинар-диспут. План семинара диспута представляет собой перечень вопросов, по которым должна развиваться дискуссия. Последовательность вопросов, предлагаемых для подготовки, свободна, так как ход семинара-диспута предсказать всегда трудно. Многое зависит от ответов на первый вопрос, умения учителя поддержать ответ, приблизить его к жизненному опыту учащихся.

    Для обсуждения романов Ю. Бондарева были поставлены такие вопросы:

    1.     Почему произведения Ю.Бондарева вызывают спор у читателя? Какие факты, мысли, герои воспринимаются вами как спорные?

    2.     Почему во всех романах писателя герои поставлены в ситуацию выбора? Чем отличается выбор на войне и в мирное время?

    3.     Верно ли, что выбор проверяет нравственность человека?

    4.     Почему во всех романах даются разные временные пласты: война и современность?

    5.     В чем смысл существования человека? Достижимо ли счастье в современном мире?

    6.     Почему судьба героев Ю. Бондарева трагична?

    При ответе на вопросы ученики опираются на один из трех романов. Им рекомендовались статьи о произведении Ю. Бондарева: А. Павловский. «Художник и мир», Л. Быков «В зеркале исповеди», К. Ковалев « В поисках правды о себе», «Молодая гвардия» - 1986, №3, А. Овчаренко «На главном направлении», Н. Утехин «Цена выбора». Накануне диспута в классе вывешиваются тексты с разными оценками романов.

    1.     «Герои Ю. Бондарева» не сумели вовремя понять, что в конечном счете человек сам делает свой выбор в жизни и сам отвечает за свою судьбу, их идеалы оказались слишком отвлеченными, оторванными от реальной почвы, их воля – разрушенная бесконечно терзающими их сомнениями; они слишком погружены в свой замкнутый мирок, чтобы служить людям». (Н. Утехин)

    2.     «Герои Ю. Бондарева» так и воюют с врагами, которые так хорошо узнали когда-то на войне, и не обязательно с врагами по ту сторону «нейтральной полосы, а с теми , кто рядом». (А. Павловский)

    Эти высказывания направляют мысль учащихся на анализ критических статей, на сравнение разных точек зрения.

    Чем отличаются названные статьи: подбором материала, системой доказательства, стилем? Какие высказывания и что из прочитанного показалось наиболее интересными? Какие положения статей вызывают несогласие и почему?

    Школьники учатся познавать художественные явления с помощью критики. В конце занятия прилагаю учащимся дома письменно ответить на один из вопросов, рассмотренных в классе. Готовя семинар, одни вопросы даю учащимся заранее, другие, прогнозирую, так как в ходе занятия всегда возникает необходимость что-то уточнить, углубить, занятость. На семинарах-практикумах школьники приобретают и отрабатывают разнообразные навыки и умения. Приобрести умения, навыки значительно труднее, чем усвоить информацию. Расскажу об организации семинара этого типа. Семинар-практикум «В.Маяковский – поэт – новатор» проводился как итоговое занятие. Он включал различные творческие упражнения, которые позволяли выяснить знания, полученные при изучении всей темы, и обобщить наблюдения учащихся над этикой В. Маяковского.

    Упражнение I. Выделить в   стихотворениях «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям» и охарактеризовать особенности лексики, фразеологии, синтаксиса, необычность изобразительных средств, ритмики, рифмы, объяснить их функциональную роль. Выполняя это задание дома и обсуждая его в классе, учащиеся овладевали некоторыми приемами стилевого анализа, учились обобщать, делать выводы литературоведческого характера.

    Упражнение II. 1. Как передано в 6 главе поэмы напряжение, драматизм событий через контрастное чередование сцен? Проследите за перебивкой планов: от общего к крупному, от собирательного образа народа к отдельным фигурам.

    2. Какие образные средства (сравнения, олицетворения, метафоры) использует поэт, какая сквозная метафора возникает при описании штурма Зимнего (в словах «как будто водою комната полна»)?

    3. В чем смысл кольцевой композиции 6 главы? Как связаны пейзажные зарисовки с изображением Октябрьского переворота?

    Упражнения убеждают школьников, что мысль поэта точна и выражена в единственно возможной художественной форме, формируют бережное отношение к художественному слову, умение его понимать и чувствовать. Упражнений даю несколько, выполняют они дома, на занятиях идет их обсуждение. При этом привлекается статья В. Маяковского «Как делать стихи?» такие упражнения увлекают школьников исследованием текста. Семинар-практикум формирует оценочные позиции учащихся, вырабатывает культуру полемики, развивает интерес к различным формам творческой деятельности.

    Семинар-конференция – распространенный в школьной практике тип семинарского занятия. Он строится на прослушивании и обсуждении докладов. Этот тип семинарского занятия при кажущей простоте вызывает немалые трудности: нужна активизация познавательной деятельности школьников, включение каждого в решение вынесенной на обсуждение проблемы. Чаще всего в своей практике я использую этот тип семинара. Доклады, сообщения и задания сложны. Но это особая сложность творческая, интересная. А ведь заинтересованность школьников – это обеспечение их активности на семинаре. Слушая доклад товарища, ученик следит не только за информацией, но и за тем, как подается эта информация, как она анализируется.

    Доклад, сообщение – это результат кропотливый работы учителя и ученика. Доклад на семинаре - небольшое, пусть школьное, но исследование. Моя помощь зависит от уровня подготовленности и способностей докладчика, от его умений и навыков самостоятельной работы с художественным произведением и научной книгой.

    Многолетний опыт показывает, что учащиеся активно включаются в обсуждение, если поставленный вопрос связан с их душевным и нравственным опытом; если они научены слушать, слышать товарища, сопереживать ему и волноваться за него; если знают предмет обсуждения и имеют собственную точку зрения, которую готовы отстаивать; если в классе установилась атмосфера доверия.

    Многолетняя работа по организации уроков-семинаров показала, что они способствуют развитию интереса к уроку, помогают учителю более верно судить о знаниях и умениях учащихся. От знаний к знанию увеличивается глубина и полнота ответов учащихся, они стали больше читать, приобщаются к самостоятельным формам работы, вырабатывают культуру общения между собой и учителем.

             Каждый школьник, выполняя посильное для него и вызывающее личный интерес задание, быстрее приобретает навыки самостоятельной работы, а необходимость личного вклада в коллективный процесс учения имеет серьезное значение для воспитания творческой активности.

    Семинары по литературе выполняют свою главную функцию – приобщают каждого ученика к искусству слова.           

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

               

     

     

     

     

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: oluchka (11.07.2013) | Автор: Ольга
    Просмотров: 522 | Рейтинг: 5.0/1
    Флаг
    Конкурс
    Диплом 3 степени

    Конкурс
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
    Участник
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
    Банк сайтов
    Банк Интернет-портфолио учителей
    Награда сайта

    Методичка
    Metodichka.org Каталог образовательных ресурсов
    Посещения
    Фраза дня
    Погода
    Результат рейтинга
    Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
    Рейтинг
    Для комментариев
    Любавушка
    Именины
    Кнопка сайта

    Сайт Четверниной Ольги Григорьевны © 2024