Сайт Четверниной Ольги Григорьевны
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Пятница, 29.03.2024, 09:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Добро пожаловать!
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Интересно [9]
Статьи коллег [1]
Литература [8]
Юбилей [1]
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Наше содружество
Программы
Статистика посещен
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
[ Кто нас сегодня посетил ]
Проверка
Интересные сайты
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • <
    Поделиться
    Поиск
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Активизация учебной деятельности школьников ('УМК В. В. Бабайцевой , 10 класс, тема «Сложное предложение»)

    Активизация учебной деятельности школьников

    ('УМК В. В. Бабайцевой , 10 класс, тема «Сложное предложение»)

    Вопрос о способах и средствах активизации учебной деятельности учащихся заслуживает особого рассмотрения. В ней. как и в любой другой разновидности интеллектуальной деятельности, психологи выделяют фазы мотивации, замысла (постановки задач), ориентировки, планирования, исполнения, контроля.

    Особое значение заслуженно придается мотивации, возникновению потребности в осознании деятельности.

    Современный школьник, разумеется, неодинаков в выборе мотивов учения. Для одних важны оценки; для других - успехи в учении как средство самоутверждения; для третьих -познавательный интерес и так далее.

    Однако наиболее сильным и продуктивным мотивом учебной деятельности признается осознание учеником цели, понимание полезности приобретаемых знаний и умений. Таким  сильным мотивационным толчком на данный момент является подготовка к сдаче Единого государственного экзамена.

    Единый государственный экзамен, результаты которого принимают в качестве вступительного испытания многие вузы России.- это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и русского языка.

    Нужно ли специально готовить учащихся к Единому государственному экзамен) по русскому языку / Разумеется, нужно! И начинать надо не в выпускных классах, а много раньше, с 5-го. В 10-11 классах нужно только целенаправленное повторение материала, изученного в 5-9 классах, его углубление и дополнение.

    Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению.

    Как помочь выпускникам успешно сдать экзамен? На этот вопрос мы постараемся ответить в своей работе.

    Цель:

    • формирование и совершенствование пунктуационных умений и навык

    Задачи:

           применять на практике пунктуационные правила,

           самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила,

           использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.

    Опыт работы с учащимися выпускных классов и анализ результатов ЕГЭ. привел меня к выводу, что особое затруднение вызывают вопросы, требующие конструктивного ответа. Это задания повышенной сложности - тип В.

    Например:

          Из   предложения...   выпишите     подчинительное  словосочетание  со  связью согласование ( управление, примыкание).

          Среди предложений... найдите простое ( односоставное, безличное,   сложное, в состав которого входит неопределенно-личное, и т. п.)

          Среди предложений ... найдите предложение с обособленным определением (приложением, обстоятельством).

          Среди предложений ... найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное (места, условия, причины и т.д.).

          Среди предложений ... найдите сложноподчиненное предложение с однородным ( неоднородным, последовательным) подчинением придаточных.

          Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    Учащиеся 10 класса имеют определенный запас знаний, остается лишь вспомнить народную мудрость: «Повторение- мать учения» и все основательно повторить.

    Сгруппировав изученный материал по темам, получаем содержательные блоки, которые СЛЕДУЕТ ПОВТОРИТЬ в 10 классе:

    1.    Синтаксические нормы.

    2.    Типы связи слов в словосочетании.

    3.    Простое осложненное предложение.

    4.    Односоставное предложение.

    5.    Сложносочиненное предложение.

    6.    Сложноподчиненное предложение. Тины придаточных предложений.

    7.    Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

    К началу работы над данной темой десятиклассники многое уже знают о сложном предложении. С важнейшим структурным признаком этой конструкции - наличием двух или более грамматических основ - учащиеся знакомы еще с 5-го класса. В процессе дальнейшего изучения по учебному комплексу В. В. Бабайцевой учащиеся получают представления о видах сложного предложения. Сведения о различных средствах связи между частями сложного предложения расширяются и углубляются при изучении местоимений и союзов в курсе морфология. Известно учащимся и основное правило пунктуации сложного предложения: части, имеющие свою грамматическую основу, разделяются запятой.  В результате к 9-му классу учащийся должен знать и уметь:

          устанавливать   взаимосвязь   смысловой,   интонационной,   грамматической   и пунктуационной характеристики предложения:

          проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения:

          применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в сложном предложении:

          проводить пунктуационный анализ текста:

          самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила:

          использовать  различные синтаксические  конструкции  как средство усиления выразительности речи;

          уместно пользоваться синтаксическими синонимами.

    При подготовке к ЕГЭ все эти знания подлежат повторению, систематизации и ни в коем случае не должно объясняться как новый теоретический материал. Работа десятиклассников над сложным предложением будет строиться на основе следующих положений:

          Сложное предложение не есть механическая сумма простых предложений. Смысловые отношения, возникающие в сложном предложении между его частями, делают эту конструкцию более богатой по выражаемой информации. Дополнительная информация сложного предложения возникает из соотношения содержания его составляющих и закрепляется, уточняется благодаря средствам связи.

          Сложное предложение - лаконичное средство выражения сложных мыслей, позволяющее устранить однообразное повторение слов и монотонное использование простых предложений. Однако было бы ошибкой внушать учащимся мысль, что сложное предложение всегда лучше, уместнее простых предложений. Выбор конструкций зависит от задачи, сферы, содержания высказывания.

          Различие видов сложного предложения не должно рассматриваться как самоцель. Правильнее относиться к повторению классификации сложного предложения как к средств) осмысления структуры значения конструкций. Вот почему полезно обращать внимание учащихся не только на средства связи, но и на те смысловые отношения, которые возникают между частями сложного предложения.

          В существующей практике школы пунктуационные правила изучаются разрозненно, применительно к каждому виду сложного предложения. В результате на ряде уроков пунктуация выпадает из поля зрения учителя и учащихся. Целесообразно в самом начале повторения темы вспомнить всю систему знаков препинания, используемых в сложном предложении, с тем. чтобы исподволь показать функции различных знаков, их связь не только со строением предложения, но и его грамматическим значением. Работа над пунктуацией сложного предложения должна сопровождать любое задание, проводиться постоянно, на фоне повторения и закрепления других пунктограмм.

    Для закрепления знаний и умений учащихся надо, как можно чаще предоставлять учащимся время для самостоятельной работы, меняя ее способы и формы. Давно известно, что однообразная работа быстро надоедает и притупляет интерес. Поэтому предлагаем различные формулировки заданий по изучению темы «Сложное предложение» (Приложение №1). В 10 классе, обобщая и систематизируя изученное но теме « Сложное предложение», мы спланировали уроки. (Приложение №2).

    Для формирования системы практических умений и навыков, умений анализировать и оценивать языковые явления и факты, овладевать основными нормами литературного языка, основами культуры речи, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни мы использовали два пути: репродуктивный (дедуктивный) и продуктивный (индуктивный). Репродуктивный (дедуктивный)- от знаний к умениям и навыкам. Знание, полученное от учителя или из учебника, закреплялось выполнением упражнений. Продуктивный (индуктивный) путь-от умений к получению нового знания, что достигалось таким построением урока, когда:

          ученики делали самостоятельные выводы из анализа лингвистического материала, обобщали учебный материал в виде правила или таблицы, работая в группах: (Приложение №3)

          ученики выполняли не только упражнения по образцу, но и упражнения поискового характера, когда необходимо перенести '.панне в новую ситуацию и самостоятельно полу чип, новую информацию.

    Выбор репродуктивного и продуктивного пути связан с общими принципами составления УМК В. В. Бабайцевой. характером изучаемого материала.

    При планировании и организации учебного процесса мы предусматривали различные виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: воспринимать и понимать звучащую речь ( умение слушать) и печатное ( умение читать): грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения ( умение говорить, писать).

    Урок - главная составная часть образовательного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредоточивается на уроке.

    Так же. как при изучении других тем. в практике повторения темы «Сложное предложение» мы использовали общедидактическую типологию уроков: урок усвоения новых знаний, урок закрепления изученного, повториТельно-обобщающий, урок контроля, урок коррекции знаний, урок развития речи, а также нетрадиционные уроки (Приложение №4).

    Контроль знаний, умений, навыков осуществляли, используя тесты, разноуровневые задания, комплексный анализ текстов, контрольные диктанты. (Приложение №5).

     Приложение №1

    1.    Запишите предложение. Докажите, что оно сложное.

    2.    По какому признаку)можно определить, что перед нами не... простых, а одно сложное предложение.

    3.    Каким сложное предложение является по средствам связи его частей.

    4.    Составьте схему предложения, чтобы доказать, что оно сложное.

    5.    Опираясь на проверенные наблюдения, докажите, что содержание сложного предложения богаче содержания составляющих его простых.

    6.    Попробуйте объяснить, почем) простые предложения в составе сложною в одних случаях отделяются в тексте друг от друга запятой, а в других -точкой с запятой.

    7.    Из данных простых предложений составьте сложное, используя союз...

    8.    Составьте схемы сложных предложений, подберите примеры и подготовьте сообщение на тему «Сложное предложение и его основные виды».

    9.    можно ли утверждать, что сложное предложение - это сумма простых..

    10. Найдите среди данных предложений сложные, определите их вид.

    11. Какое из следующих утверждений соответствует сложному предложению.

    12. Придумайте и запишите предложения, которые соответствуют следующим схемам.

    Приложение №3.

    Организация групповой и коллективной деятельности учащихся.

    1.   Во временную группу входят учащиеся разной степени подготовки, учитываются личностные предпочтения и наличие навыков самостоятельной работы.

    2.   Каждая группа определенное задание и выполняет его сообща.

    3.   Распределяются заранее роли-функции.

    4.   Руководитель группы отчитывается но теме сообщения на предыдущих уроках. Он не только консультирует, проводит работу по предупреждению ошибок, но и ставит оценки.

    5.   Каждый член группы получает оценки за знание теории и за качество выполнения практического задания. Руководителю группы оценку ставит учитель.

     

    Особенности организации работы в группе. 1 .Подготовка к выполнению работы.

         Постановка языковой или речевой задачи.

         Инструктаж учителя о последовательности действий при выполнении задания.

         Раздача дидактического материала по группам или парам. 2. Групповая работа.

     

          Знакомство с дидактическим материалом, планирование работы, пути решения задачи.

          Распределение заданий в группе.

          Индивидуальное выполнение задания.

          Обсуждение индивидуальных результатов работы.

    •    Обсуждение общего задания. 4. Заключительный этап работы.

          Представление найденного совместного результата.

          Анализ познавательной задачи.

          Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

          Дополнительная информация учителя.


    Категория: Мои статьи | Добавил: oluchka (11.07.2013) | Автор: Ольга
    Просмотров: 786 | Рейтинг: 5.0/1
    Флаг
    Конкурс
    Диплом 3 степени

    Конкурс
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
    Участник
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
    Банк сайтов
    Банк Интернет-портфолио учителей
    Награда сайта

    Методичка
    Metodichka.org Каталог образовательных ресурсов
    Посещения
    Фраза дня
    Погода
    Результат рейтинга
    Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
    Рейтинг
    Для комментариев
    Любавушка
    Именины
    Кнопка сайта

    Сайт Четверниной Ольги Григорьевны © 2024