С сайта
Не вся правда.
Ученик допустил ошибку в слове ПОДЛИННЫЙ. Учитель подчеркнул слово, а
рядом написал: «Линь – орудие пытки». Ученик недоумевает. Давайте
посмотрим в словаре. У Ожегова приводятся омонимы: 1) пресноводная рыба;
2) (спец.) верёвка для корабельных снастей. Никаких пыток. Но некоторые
учёные полагают, что было такое верёвочное орудие для битья, кнут –
линь, линек. Сведения, произнесённые под пыткой, называли подлинными.
Уж сколько раз твердили миру…
Безударные личные окончания глаголов – неиссякаемый источник
орфографических ошибок. Учительский фольклор сохранил несколько
вариантов зарифмованного перечня глаголов, относящихся ко второму
спряжению. Вот один из них:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.
Их, запомните, друзья,
С буквой –е- спрягать нельзя.
Перед тем как сварить…
В русском языке много слов с затемнённым составом, ошибки в них
неизбежны. Таково и слово ПРЕДВАРИТЕЛЬНО. Ученики твёрдо пишут в его
корне букву О и на вопрос учителя «Что же, это слово родственно слову ВОР?» не смущаясь отвечают: «Наверное…»
Чтобы запомнить, как пишется это слово, послушайте такую историю.
Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они
его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть
огонь, собрать сухой хворост, изобрести посуду и т. д. То есть перед
ВАРКОЙ еды необходимо произвести множество действий предвАрительных.
О голодном интеллигенте
Известно, как трудно научиться правильно писать слово «интеллигент».
Одни, как говорила когда-то героиня старого телефильма, проверяют его
словом «телега», другие, более развитые, - словом «интеллект», - и опять
плохо. Запомните спасительное мнемоническое предложение: «ЕЛ ЛИ
интЕЛЛИгент». Эффект поразительный!
2. Рифмовки на разные правила.
В трудном слове «рассчитать» будем мы два СС писать,
А «расчетливый, расчет» пишем только корень –чет-.
Всем известно, что приставки РАЗ-, ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, ЧЕРЕЗ-, БЕЗ-
Пред согласными глухими быстро сменят З на С.
Обрати внимание на «здесь», «здоровье», «здание».
З нельзя в них отделить, чтобы смысл не повредить.
Мощный каменщик зимой нянчил дочку в час ночной.
«Спи, дочурочка, в тиши», мягкий знак здесь не пиши.
Пишем ё в словах: дешёвка,
Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,
Тяжёлый, сгущённый, стажёр, ухажёр,
Печёнка, тушёнка и дирижёр.
3. Сложные скороговорки
От топота копыт пыль по полю летит. То послали Сеню с донесеньем.
Голова у Сени с лукошко, а ума ни крошки. Доскакать доскакал, да все не
так рассказал: рассказал, что не тридцать три корабля лавировали,
лавировали, да не вылавировали, что Прокоп не варил свой укроп, а съел у
Малаши всю сыворотку из-под простокваши да еще пирог с грибами, чтоб
держать язык за зубами. Прокоп-то держал, а Сеня все болтал да болтал,
да и вздремнул. Вздремнуть не вздремнул, всхрапнул, да и присвистнул.
Командир говорил про полковника,
про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика,
а про подпрапорщицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов ищи не ищи —
не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола —
колокола, что у осы не усы, не усищи, а усики.
4. «Перевод»
Яства – (из др.-рус.) от «ясти» (есть).
Футбол – (из англ.) от foot [фут] – нога и boll [бол] – мяч.
Айсберг – (из нем.) Eis [айс] – лед и berg [берг] – гора.
5. Историческая справка
Колобок – от «коло» – круг.
Коричневый – от «кора».
Спасибо – от «спаси Бог».
6. Использование способа подстановки
Будущее (пишем без ю) – проверь: я буду, а не будую.
Следующий (пишем с ю) – проверь: я следую, а не следу.
7. Дробление слова на значимые части
Горизонт – гори, зонт.