Друг -
это прежде всего тот, кто не берётся судить. Говорю тебе, это тот
кто открывает дверь путнику и находит место его костылю или его посоху и, чтобы судить о нём, не заставляет его плясать. И если путник рассказывает о весне на дороге, друг тот, кто принимает в нём весну.
кто открывает дверь путнику и находит место его костылю или его посоху и, чтобы судить о нём, не заставляет его плясать. И если путник рассказывает о весне на дороге, друг тот, кто принимает в нём весну.
А если он рассказывает об ужасах голода в деревне, из которой он идёт,
друг переживает вместе с ним муки голода. Ибо я сказал тебе: друг
в человеке — это его часть, предназначенная для тебя, она открывает тебе
дверь, которую, может быть, никому больше не откроет.
И твой друг —
настоящий, и всё, что он говорит, — правда, и он любит тебя, даже если
в другом доме он тебя ненавидит. И друг в храме, с кем я по милости Бога
стою бок о бок и с кем встречаюсь, — тот, кто обращает ко мне своё
лицо, подобное моему лицу, лицо, озарённое тем же Божеством, ибо тут
происходит единение, даже если вне храма он лавочник, а я капитан, или
он садовник, а я матрос.
Я обрёл его вопреки нашим различиям, и я ему
друг. И я могу молчать рядом с ним, а значит, не опасаться за мои
внутренние сады, за мои горы, и мои долины, и мои пустыни, ибо
он не ступит туда своими сапогами. Ты, мой друг, принимаешь во мне
с любовью как бы посла моего внутреннего царства.
И ты обходишься с ним
хорошо, ты усаживаешь его, и ты его слушаешь. И оба мы счастливы. Разве
ты видел когда-нибудь, чтобы я, принимая послов, сторонился их или
от них отворачивался потому, что в глубинах их царства, в тысячи дней
пути от моего царства, едят пищу, которая мне противна, или потому, что
их обычаи не похожи на мои?
Дружба — это прежде всего примирение
и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам. И я ни в чём
не позволю упрекнуть того, кто сидит за моим столом.
Ибо знай, что гостеприимство,
и обходительность, и дружба — это встречи людей в Человеке. Что делать
мне в храме того бога, который станет обсуждать рост и дородность
верующих, или в доме друга, который, не считаясь с моими костылями,
заставляет меня плясать, чтобы судить обо мне?
Ты встретишь в мире немало
судей. Если будет нужно, чтобы ты стал другим или закалил себя,
предоставь эту заботу твоим врагам. Они примутся за тебя подобно буре,
ваяющей крону кедра. А друг твой создан для того, чтобы тебя принимать.